Вчера стал невольным свидетелем того, как молодой водитель решил поспорить с инспектором ГИБДД, остановившим его за нарушение.
Предметом спора стала просьба инспектора пересесть в патрульное авто для оформления документов. Молодой человек наотрез отказался это делать, чем вызвал недовольство стража правопорядка.
У инспектора вызвало подозрение чересчур суетливое поведение водителя и его реакции. Завязался спор, итогов которого я уже не увидел, поскольку парень в сопровождении гаишника отправился на освидетельствование.
Предлагаю разобраться, насколько оправдана (с точки зрения закона) была просьба инспектора, уместен отказ водителя и почему для водителя, находящегося в адекватном состоянии, выгоднее все же пересесть в патрульную машину.
Итак, основополагающим руководством для сотрудников автоинспекции при осуществлении их полномочий является Приказ МВД «О порядке надзора за участниками дорожного движения», в обновлённом варианте (с внесением поправок) выпущенный 2 мая 2023 года.
В пункте 54.2 Приказа МВД указано, что сотрудник автоинспекции имеет право предложить водителю пересесть в патрульный автомобиль или проследовать на пост автоинспекции для оформления процессуальных документов.
Такое предложение со стороны инспектора законно, но оно должно являться именно предложением, а никоим образом не требованием. Водитель же вправе ответить отказом на данное предложение.
Однако требовать покинуть автомобиль инспектор может в чётко оговорённых в том же Приказе случаях:
– происходит задержание водителя, подозреваемого в совершении преступления;
– у водителя присутствуют признаки алкогольного или наркотического опьянения или иные симптомы, способные повлиять на безопасность вождения;
– действия, совершаемые водителем, угрожают личной безопасности сотрудника автоинспекции;
– от водителя требуется помощь другим людям на дороге или его участие в процессуальных действиях;
– необходимость досмотра автомобиля при подозрении водителя в перевозке нелегального груза или противоправного использования транспортного средства.
Во всех прочих случая действует принцип: «Моё дело –предложить, ваше дело – отказаться».
Обязанность пересаживаться в автомобиль дорожно-патрульной службы – вне приведённых выше случаев – не оговаривается ни в одном законе или нормативном акте.
Однако отказываться от «заманчивого» предложения инспектора всё же не следует! Вовсе не из страха вызвать гнев инспектора, обрести лишние проблемы или получить штаф.
Это следует сделать, руководствуясь собственными интересами. Какими? Давайте разбираться!
Обратимся к Приказу МВД РФ за номером 186 ДСП от 02.03.2009г., касающегося мер совершенствования деятельности ДПС. Здесь нам интересен 48 пункт Наставления по организации деятельности ДПС.
В нём оговаривается обязательное наличие в каждом патрульном автомобиле камеры, направленной на салон. Об этом проинформирован каждый сотрудник, а значит – водитель, севший в патрульный автомобиль, автоматически защищается от нарушений закона со стороны инспектора, его некорректного поведения или противоправных действий.
В памяти регистраторов современных патрульных авто записи хранятся на протяжении 6 месяцев. У инспектора нет к ним доступа и, соответственно, нет возможности провести над ними какие бы то ни было манипуляции (удалить запись, вырезать, затереть).
Гарантия вашей правовой, моральной, да и физической безопасности, обеспеченная видеосъёмкой салона, – первая причина, по которой стоит пересаживаться в патрульный автомобиль.
Второй причиной в пользу предложения инспектора будет экономия вашего личного времени. При тех же вводных данных, то есть наличии камеры в салоне авто ДПС, инспектор вряд ли станет сознательно затягивать процесс оформления документов и отвлекаться на что-то или кого-то, кроме вас.
И, наконец, третьей причиной можно назвать возможность обжалования принятого инспектором решения о правонарушении (даже если налицо стопроцентная вина водителя).
При рассмотрении дела в суде можно обжаловать это решение, ссылаясь на нарушения при оформлении. Какие именно? Вспомните, часто ли инспектор, фиксируя правонарушение в протоколе, разъясняет нам наши права?
Почти в ста процентах случаев ни о каком разъяснении инспектор даже не заикается – просто даёт водителю расписаться в том, что его права ему разъяснены должным образом.
По факту никакого разъяснения нет, что подтверждается записью с видеокамер. Ну а если пересмотреть запись очень внимательно, то, вероятно, можно «нарыть» ещё огрехи инспектора, на которые можно будет обратить внимание судьи.
В данном случае любой «косяк» инспектора – это ваша возможность. В судебной практике нередко встречаются случаи, когда даже самые «железобетонные» решения сотрудника ДПС сводятся на нет.
Поэтому в случае, когда инспектор грозит вам санкциями за неподчинение сотруднику при исполнении, а в вашей ситуации нет и намёка на те случаи, когда вы обязаны покинуть свой автомобиль и проследовать в патрульный, вы имеете полное право отказаться.
Никаких санкций и штрафов здесь быть, естественно, не может. Но, принимая решение, не забывайте о том, что автомобиль инспектора – это прежде всего ваша потенциальная защита.