Вот и прошли экзамены. Я хочу поговорить о том, что, на мой взгляд, волновало всех выпускников, репетиторов, учителей и родителей: «Что это было?»
В этом году государственный экзамен вызвал много шума. Даже те, кто давно окончил школу, заметили проблемы с экзаменами. Не буду говорить за всех, но то, что я увидела в результатах по русскому языку, математике и обществознанию, меня разочаровало. Особенно задания и темы, которых не было в кодификаторе ФИПИ, где указаны все темы для ЕГЭ.
Подростки отметили, что варианты по русскому языку в этом году были одними из самых сложных за последние несколько лет. Раньше все получали баллы без особых усилий, а в этом году действительно пришлось попотеть над усложнёнными сочинениями. Минусов действительно много, и больше всего обидно за потраченные нервы и силы детей.
Но я хочу пояснить, почему ЕГЭ и подобные экзамены — это хорошая идея, хотя и с плохим исполнением.
Вернёмся к истокам. Как появилось понятие ЕГЭ? Думаю, многие слышали от своих родителей, что раньше экзамены сдавали по билету, общались с преподавателем и только потом поступали в вуз. Сейчас обсуждается возвращение к такой системе.
Эксперименты по введению единого государственного экзамена велись с 2001 года, постепенно охватывая всё больше регионов. Только в 2009 году вышло постановление правительства об организации эксперимента. И вот уже 15 лет новое поколение пытается справиться с этим испытанием.
Сама задумка была неплохой. Подобные системы экзаменов применяются во многих странах: в постсоветских странах, в Европе, Азии и Америке. Все слышали о жёстких выпускных экзаменах в Южной Корее, Китае, Японии. Слышали о SAT и TOEFL в США, а также о старой доброй системе билетов в Беларуси.
Когда я искала информацию об истории ЕГЭ, то натыкалась на статьи о негативном отношении к нему. Почему? Официальной статистики самоубийств детей из-за неспособности оправдать надежды или поступить в вуз у нас нет. Но каждый год мы слышим истории о том, как дети заканчивают жизнь из-за неудачного варианта, стресса или того, что они не смогли справиться с нервами.
Идея ЕГЭ была хороша до момента, когда задания начали кардинально менять и усложнять. Даже если посмотреть на старые варианты профильной математики, химии, биологии, то они ни в какое сравнение не идут с нынешними. Потому что раньше в экзаменах была школьная программа и база знаний, которые дают в любой школе и учебнике. Теперь же почти невозможно подготовиться без репетиторов и онлайн-школ.
По этому году мы видим, что стране нужны технические специалисты, и, возможно, поэтому гуманитарные предметы были гораздо сложнее естественных и точных наук на экзамене. Но ЕГЭ всё равно остаётся структурированным тестом для определённой дисциплины, включая вторую часть с развёрнутыми ответами.
- Темы для подготовки без или с репетитором находятся в открытом доступе, поэтому этот экзамен не был бы такой проблемой, если бы не плохое исполнение идеи.
- Он служит отличным социальным лифтом, давая возможность детям из глубинок поступить в топовый вуз столицы или других крупных городов. Справедливо, что каждый ребёнок поступает в то или иное заведение по мере своих знаний.
- Развивает конкурентоспособность, ведь без неё никак, и на кону стоит каждый полученный балл. Ставит всех в одинаковые условия, ведь всем достаются тесты одной структуры и типа. Но, к сожалению, всё это звучало бы гораздо лучше, если бы не такие случаи, когда часть информации об изменениях в экзамене утаивается или о ней вовсе не сообщают, а сложность вариантов действительно была у всех одинаковой.
Решать, хорошо это или плохо, каждый может сам. Мой совет родителям будущих выпускников — поддерживайте своих детей. Никакие баллы и университет не стоят слёз и горя вашего ребёнка.
Поделитесь своими мнениями в комментариях! :)