Найти тему

Для налоговых консультантов в Беларуси намерены ввести лицензирование

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Это следует из проекта закона «О деятельности по налоговому консультированию», который вынесен на общественное обсуждение.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кто может оказывать услуги по налоговому консультированию

В настоящее время соответствующая деятельность регулируется Указом от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании». В 2023 г. МНС провело мониторинг применения норм этого акта, по итогам которого объявило о планах по комплексной корректировке Указа № 338. Но в итоге власти, очевидно, решили пойти иным путем, и был разработан проект закона.

Как следует из обоснования к проекту, положения Указа № 338 войдут в будущий закон. Но переносом регулирования на уровень закона дело не ограничится – законопроект предусматривает ряд новаций. Одна из наиболее существенных – введение лицензирования деятельности по налоговому консультированию.

Сейчас для оказания услуг налогового консультирования специалисту нужно сдать квалификационный экзамен и получить квалификационный аттестат налогового консультанта. Компании вправе оказывать такие услуги, если в их штате есть работник, являющийся аттестованным налоговым консультантом.

Законопроект предусматривает дополнение Закона от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» новой главой под номером 17-1, где будут урегулированы вопросы выдачи лицензий на деятельность по налоговому консультированию.

Лицензирующим органом предсказуемо станет МНС. Осуществлять указанную деятельность смогут коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Для ИП условиями получения лицензии названы наличие квалификационного аттестата налогового консультанта и членство в Палате налоговых консультантов. Для организаций – наличие у руководителя высшего экономического или юридического образования, иного высшего образования при условии прохождения переподготовки по специальности экономического и (или) юридического профиля, а также наличие в штате минимум одного работника – налогового консультанта, для которого данная организация является основным местом работы.

Кроме того, выдвигаются и общие долицензионные требования, среди которых наличие действующего договора страхования ответственности с лимитом страховой суммы не менее 1 тыс. БВ и отсутствие различного рода факторов, подрывающих доверие к претенденту, типа привлечения к административной ответственности за определенные правонарушения, наличия неснятой судимости, исключения из коллегии адвокатов, увольнения из госорганов по дискредитирующим обстоятельствам.

Что касается основной части законопроекта, то в ней тоже заложен ряд новаций по сравнению с Указом № 338. Так, в будущем законе:

● закрепляются основные принципы деятельности по налоговому консультированию: законности, независимости, конфиденциальности, профессиональной компетентности, профессионального поведения;

● оговариваются случаи, когда налоговый консультант не вправе консультировать (один из них – если предполагаемые к оказанию услуги выходят за пределы направления квалификационного экзамена, по итогам которого был получен квалификационный аттестат);

● детализируется список услуг, включаемых в налоговое консультирование, а также вводится понятие и приводится перечень сопутствующих услуг;

● расширяются права и обязанности налоговых консультантов, компаний и ИП, занимающихся такой деятельностью, Палаты налоговых консультантов и консультируемых лиц;

● регулируются вопросы оценки качества оказания услуг по налоговому консультированию, порядок переаттестации налогового консультанта.

Предполагается, что лицензирование деятельности по налоговому консультированию будет введено уже с 1 января 2025 г. Срок вступления основных положений законопроекта намечен на 1 января 2026 г.

Поучаствовать в общественном обсуждении проекта закона можно на Правовом форуме Беларуси до 22 июня 2024 г.

Больше статей:

Новости Беларуси: экономика, финансы, право и бизнес