(Γιασάς) всем привет из солнечных Афин! Устойчивый характер этого прекрасного острова был сформирован женщинами, известными и неизвестными, в течение долгих трудных лет и периодов жертвоприношений.
Кикладское общество имеет много матриархальных элементов, и Миконос является ярким тому подтверждением. По сей день семейный дом по-прежнему является частью наследства дочери, а не сына, как на материковой Греции, и старшая дочь всегда берет имя бабушки по материнской, а не по отцовской линии. Даже в прежние времена, когда гендерное неравенство было более выраженным, миконские женщины не следовали традиционным ролям, преобладающим в других небольших сельских общинах.
До появления туризма, когда остров был обедневшим, а воды и других ресурсов не хватало, женщины Миконоса были основой общества. В то время как мужчины острова были заняты рыбалкой или работой на кораблях, женщины Миконоса, знакомые как с частной, так и с общественной сферой, занимались не только приготовлением пищи и воспитанием детей, но также сельским хозяйством и принятием важных решений.
Тяжелые условия жизни и необходимость выживания воспитали в женщинах Миконоса настойчивость, трудолюбие, гибкость и приспособляемость — качества, которые заложили основу для того, чтобы остров стал тем, чем он является сегодня. Они не получили столько признания, сколько заслуживают, однако именно решимость и изобретательность миконских женщин позволили Миконосу отличиться от обычного Кикладского острова и проложить свой собственный курс. Эти характеристики в сочетании с близостью острова к Делосу превратили Миконос в остров, который мы знаем сегодня.
Раскопки на Делосе начались в 1873 году Французской археологической школой и продолжались в первые десятилетия 20 века. Любители археологии, путешествовавшие по Эгейскому морю на пути к месту рождения Аполлона, прошли через Миконос, полюбовались его красотами и остановились на несколько дней. И где они остались? В миконских домах, на кроватях, приготовленных для них миконскими женщинами. Семьи уходили спать в задние комнаты или во дворы, уступая гостям самые лучшие помещения. Помимо гостеприимства, которое они оказывали, женщины острова были искусны в ткацком станке; они были талантливыми ткачихами, превращавшими овечью шерсть в коврики, покрывала и платья для своих близких, а также продававшими эти тканые изделия гостям острова.
МАНТО, МЕЛЬПО И МАРИЯ
Наряду с множеством анонимных женщин, которые помогли острову в трудные времена, были, в частности, три, которые не только известны истории, но и вышли за узкие границы острова, чтобы заслужить национальное признание. Эти трое оставили глубокий след в разных областях: от войны до литературы и изобразительного искусства. Манто Маврогенус (ок. 1796–1840) , родившаяся в Триесте в семье отца с Пароса и матери с Миконоса, заслужила свое место в пантеоне греческих героев во время греческой войны за независимость 1821 года, финансируя военные нужды и по мнению большинства, вела отчеты, в битве против набегов алжирских пиратов, объединившихся с османами. Ее вклад в то время не был полностью оценен греческим политическим и интеллектуальным истеблишментом – это произошло только после ее смерти. Писательница Мельпо Аксиоти (1905-1973), пожалуй, самая известная греческая поэтесса своего поколения после Марии Полидури. Она занималась политическими делами, путешествовала, вышла замуж, развелась и оставила значительное наследие в поэзии и прозе, произведениях под влиянием сюрреализма и феминизма.
Мария Игглези (1882–1942) — наименее известная из троих, художница-новатор, которая помимо искусства также работала в журналистике. Она жила в Италии и стала экспертом по музеям и памятникам, регулярно отправляя свои репортажи об искусстве в греческую прессу.
Помимо бюста в ее честь на городской площади, великую Манто также чтят в летнем кинотеатре Cine Manto, а Марию Игглеси помнят в Муниципальной художественной галерее Миконоса , расположенной в доме ее семьи.
ДЕВА МАРИЯ
Как на каждом кикладском острове, так и на Миконосе Дева Мария любима в сердцах людей. В прошлом почти в каждом доме была хотя бы одна часовня, посвященная Богородице или другим святым. Даже в менее богатых семьях люди старались построить на своем поле небольшую часовню, где каждый мог поклоняться. Однако с 1970-х годов, когда началась волна краж, семейные часовни были заперты и теперь открываются только по просьбе владельца.
Панагия («Дева Мария») Кузиса — одна из таких частных часовен, где поклонение Деве Марии приобрело отчетливо миконский характер благодаря ассоциации с Георгулисом Кузисом, мэром Миконоса в 1950-х и 1960-х годах.
Помимо частных часовен, тремя наиболее известными миконскими церквями или часовнями, посвященными Деве Марии, являются ярко-белая Парапортиани (расположенная между старым портом и ,,Маленькой Венецией''), красивая церковь, напоминающая грандиозную скульптуру, Большой Кафедральный собор. Панагия (также известная как Панагия Пигадитисса, Ангелохтисмени или Зоодохос Пиги) и Панагия Турлиани в Ано Мера. Во время Великого пасхального поста икону из Панагии Турлиани крестным ходом несут в одну из трех приходских церквей Горы. В этом году его принимала Агия Кириаки), где она оставалась, чтобы люди могли выразить свое почтение, до субботы Лазаря (которая в этом году выпало на 27 апреля).
ИСТОРИЯ И ЕЛЕНА ТРОЯНСКАЯ
Над пляжем Фтелия , в большой закрытой бухте на севере острова, раскинулся неолитический город площадью семь акров, датируемый 5000 лет до н. э. были обнаружены кремированные и ритуально захороненные останки ребенка.
На противоположной – или южной – стороне, на холме над Платис Ялос в Портесе , сохранились остатки башни диаметром 3,5 метра. Здесь можно найти колоссальный древний дверной проем, образованный двумя вертикальными гранитными мегалитами, увенчанными третьим.
Однако самой удивительной археологической находкой, когда-либо обнаруженной на острове, может быть та, в которой неожиданно выделяется женский элемент; его можно найти в Археологическом музее Миконоса . «Миконос Пифос», погребальный кувшин 670 г. до н.э., имеет высоту 1,4 метра; он был обнаружен в 1961 году в колодце миконского дома. Девятнадцать различных сцен и корпус судна нарисованных на кувшине повествуют о разграблении Трои. На изображениях изображено несколько главных героев-женщин, в том числе встреча Елены с Менелаем; троянки, пытающиеся защитить своих детей от безумия ахейцев; провидица Кассандра; Жена Гектора Андромаха; и другие сцены, иллюстрирующие ужасы войны в уникальной на Кикладах композиции. Миконос- удивительный остров, хранящий свою историю и культуру.