С чем и с кем Владимир Путин в Белоруссию с официальным визитом ездил
Вторым государством, которое посетил после избрания российский президент, стала Белоруссия. Формально статус этого визита был ниже, чем в Китай: наивысший по статусу государственный визит против официального; высший статус получила и следующая поездка Владимира Путина — в Узбекистан.
Статья по теме: Путин и Лукашенко обсудили военные угрозы и экономические вопросы
Однако государственные визиты в одну и ту же страну, согласно протоколу, совершаются редко. Да и за последние десять лет Путин посещал Республику Беларусь 14 раз. Очевидно, что Россия сосредоточивается на своем ближнем окружении, в первую очередь на странах постсоветского пространства, и Белоруссия сейчас чуть ли не самая важная для России страна.
Нынешний официальный визит, с 23 по 24 мая 2024 года, рядовым назвать нельзя хотя бы по той простой причине, что главной темой переговоров с ходу были заявлены вопросы безопасности. Говорили, конечно, и о второй фазе учений по отработке применения нестратегического ядерного оружия. Как заявил Владимир Путин, это связано с прямым участием белорусских коллег в военной сфере в этих мероприятиях.
Для обсуждения вопросов безопасности в Минск прибыл новый министр обороны России Андрей Белоусов, в том числе для встречи со своим белорусским коллегой Виктором Хрениным. Интриги на фоне кадровых изменений в российском военном ведомстве добавил тот факт, что аккурат перед приездом российской делегации указом Александра Лукашенко был сменен начальник генштаба Вооруженных сил Белоруссии. Впрочем, и без этого поводов для обсуждений хватало: начиная от замеченного белорусскими телеграм-каналами в аэропорту Гомеля «самолета Януковича» и заканчивая тем, что визит в Белоруссию был анонсирован собственно в день визита, в то время как в конце мая Владимира Путина очень (и давно) ждали в Анкаре.
Очевидная внезапность визита вкупе с обширным составом делегации, а также публичные обсуждения президентами двух стран в первую очередь военных вопросов можно рассматривать и как сигнал Западу, и как свидетельство совместной подготовки России и Белоруссии к возможной эскалации с его стороны. Запад сигнал считал: иностранные СМИ весьма бурно обсуждали «единое оборонное пространство» и говорили об «очередной попытке России втянуть Белоруссию в СВО»: этот нарратив не покидает передовиц зарубежных СМИ вот уже третий год. В целом тон статьям задавал вопрос ядерного вооружения, размещенного в Белоруссии, а аналитика вполне ожидаемо свелась к «бряцанию ядерным оружием» у границ Европы и расширению возможностей Москвы атаковать страны НАТО в Восточной и Центральной Европе.
Общаясь с журналистами, президенты весьма охотно и с подробностями рассказывали обо всем, что касалось экономической части, а по теме безопасности деталей поведали не так много, несмотря на то что именно эти вопросы очевидно стояли во главе угла. Известно, что оба президента обсуждали их буквально с колес почти до четырех часов ночи. На следующий день Путин с Лукашенко транслировали одну простую мысль: Россия и Белоруссия не делают ничего такого, чего не делали бы западные страны, однако мир нестабилен и ко всему нужно быть готовыми.
Россия и Белоруссия не делают ничего такого, чего не делали бы западные страны, однако мир нестабилен и ко всему нужно быть готовыми: Лукашенко посетовал, что у границ Белоруссии находятся иностранные войска численностью порядка 90 тыс. человек
В частности, белорусский президент посетовал, что у границ Белоруссии обстановка складывается напряженная, там находятся иностранные войска численностью порядка 90 тысяч человек, включая американский и немецкий контингент. Отдельно Лукашенко отметил, что не понимает искусственной истерии вокруг ядерных учений: по его словам, Россия за последнее время провела десятки подобных учений, а в кооперации с Белоруссией нынешние маневры, вообще-то, уже третьи. «Мы о мире, но порох держим сухим. Ничего особенного», — добавил Лукашенко. В свою очередь, российский президент заявил, что «мы к безопасности Белоруссии относимся точно так же, как и к безопасности Российской Федерации. И это, наверное, ключевой элемент нашего взаимодействия в этой сфере». А чуть позже сообщил журналистам, что Белоруссия в скором времени, возможно, присоединится к ШОС, а заодно послал совсем уж недвусмысленный сигнал во внешний мир, заявив, что легитимность президента Украины Владимира Зеленского с юридической точки зрения закончилась.
Круг вопросов, которые обсуждали делегации России и Белоруссии на второй день, был широк. Темой диалогов было буквально все: и сотрудничество в торгово-экономической сфере, и вопросы промышленной кооперации — причем в первую очередь с точки зрения импортозамещения, развитие сотрудничества в энергетике, включая атомную, а также увеличение пропускной способности логистических коридоров, связывающих обе части Союзного государства. Из приятных мелочей — подготовка к отмене взаимного роуминга на территории двух стран.
Собственно, о насыщенности переговоров можно судить в том числе по составу делегаций с обеих сторон. Вместе с Владимиром Путиным в Минск отправились помощник президента Юрий Ушаков, вице-премьер Александр Новак, первый вице-премьер Денис Мантуров, руководитель «Росатома» Алексей Лихачев и генеральный директор «Роскосмоса» Юрий Борисов.
Очевидно, что этим и многим другим проектам, которые с каждым годом все сильнее объединяют Союзное государство, будет труднее претвориться в жизнь, если угрозы со стороны стран Балтии, Польши, да и Украины в том числе будут реализованы, не говоря уже о более опасных намеках ключевых западных игроков. В обеих столицах Союзного государства это хорошо понимают и знают, что ответ может быть только совместным.