Найти тему
Аким Даньев

Любимое произведение Набоква переоценено?!

Разбор «Приглашения на казнь» Набокова

Виртуозный интеллектуальный бестселлер «Приглашение на казнь» В.В Набокова, мог бы быть гениальной философской вещью, которой, увы, не является, потому что автор создаёт картонных и совершенно неинтересных героев, но это же Набоков, у него просто так ничего не бывает. (Ясность его ума, словно лазерный луч, уничтожающий мозги остальным, которые с ним взаимодействуют).

Почему автор намеренно делает своих героев скучными? Чтобы ответить на поставленный вопрос нужно для начала разобраться: «Что за герои?», «В какой они обстановке?».

Мы имеем гг – Цинцинната, который сидит в местах лишения свободы без какой-либо причины – это аксиома, он ничего не сделал – просто сидит, однако если копать глубже, то окажется, что вина Цинцинната состоит в подлинности чувств и независимости взглядов, а над самим обществом, оказавшемся в плену своего иллюзорного благополучия.

Сейчас постараюсь расшифровать эти «умные» слова. Гг считает себя исключительным, из-за чего относиться к окружающим людям с презрением, (это его право) но объективных причин для подобного тщеславия читатель не наблюдает, наоборот он видит никчёмное создание, которое было изгоем в детстве, а когда выросло, стало несостоятельным «мужчиной», жена которого ему периодически изменяет. И действительно в данном фантастическом мире Набокова, только Цинциннат такой исключительный, (других поводов для гордости иногда у кого-то нет) по крайней мере, другие персонажи произведения в куколдинге замечены не были. Перед нами озлобленный на весь мир, несостоятельный (слабый физически) человечек, с манией величия, которого посадили без причины, что делает его вдвойне озлобленным.

Где сидит герой? По нашим меркам – это среднестатистическая курортная норвежская тюрьма, только в башне. Питание на высшем уровне, различные развлечения, регулярные прогулки и добродушный персонал. Один из возможных минусов, который может, как-то возникнуть в подобной обстановке – это смертный приговор, про дату исполнения оного, понимающий тюремный персонал, умалчивает, что создаёт психологический дискомфорт сидельцу, незнающему, когда писать завещание или какие-нибудь иные записи.

Когда понятно где сидит гг, стоит упомянуть кто его окружает. Вокруг Цинцинната обитает тюремный персонал: охранник Родион, Директор и дочь директора (которую, по всей видимости, кто-то пустил на периодическую экскурсию в места лишения свободы). Родион с Директором – просто всегда веселы и не всегда компетентны, что иногда выводило из себя гг. Также к герою приходит его палач мсье Пьер, тоже очень весёлый, как и все в этом удивительном исправительном учреждении. Иногда Цинцинната посещает его жена с куртизанскими наклонностями. Я бы рад рассказать больше о персонажах, но как я уже упоминал – они картонные.

Когда гг окружают такие сумасшедшие, имеющие власть, то не презирать их сложно, а такому человеку как Цинциннат, вообще, простительно. Можно понять, что такое скопление сумасшедших имеет место быть лишь в псих.больнице, а не во главе исправительного учреждения, следовательно – этого не может быть, тем более поведение второстепенных персонажей неестественно (так люди себя не ведут в подобных условиях). Из чего сам Цинциннат делает вывод, что вокруг него одни куклы (один он не кукла). Гг является представителем солипцизского философского направления, которое заключается в признании собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма. Грубо говоря, Цинциннат считает, что он всё создал и живёт в матрице (хотя прямо в романе этому упоминания нет).

Но после исполнения смертного приговора, герой видит загробный мир и людей подобных ему, это значит, что он создал мир не один. Так Цинциннат возвращается в подлинную реальность. Возможно, это был его сон, а что более вероятно я нашёл глубокий смысл там, где он не планировался. Читайте книжки внимательно! Спасибо за прочтение! Не ищите себе авторитетов!