Найти тему
Громова Е.

Всё новое – забытое старое: почему русская православная церковь не запретила Масленицу?

Масленица – один из старинных славянских праздников, который, по данным ВЦИОМ, до сих пор любят и отмечают более 66% населения нашей страны. На сегодняшний день Масленица считается народно-христианским праздником и отмечается перед Великим постом, однако не все знают о том, какие же на самом деле корни у этих не таких уж и христианских гуляний.

Само появление и развитие Масленицы в православной Руси имеет свои глубокие исторические корни, которые проливают свет на то, почему же церковь не запретила это празднование.

Языческие корни народно-христианского обычая.

В языческом культуре древних славян было много праздников, подобных Масленице. Часто они были похожи друг на друга и имели один и тот же конечный смысл: проводы зимы и встречу весны, поклонение богам и приношение жертв для получения хорошего урожая. Известны такие древнеславянские празднования, как Комоедица – пробуждение «хозяина леса» – медведя, и Велесов день – поклонение богу Велесу, пробуждающего природу ото сна и посылающего на землю тепло и свет.

Ряд исследователей считал, что предшественником всем известной Масленицы был именно упомянутый Велесов день. Дореволюционный историк и этнограф И. М. Снегирёв соотносил его со днём поклонения «скотьиму богу» в силу схожести дат празднования:

«Может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня, не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным».

Вольное изображение бога Велеса, достоверных изображений языческих богов древними славянами не сохранилось.
Вольное изображение бога Велеса, достоверных изображений языческих богов древними славянами не сохранилось.

На него же ссылается и советский исследователь Д. О. Святский, рассматривая даты празднования с точки зрения метеорологии и астрономии:

«Как бы то ни было, но народная примета на 11 февраля (день св. Власия) говорит о том, что «Власий сшибает рог зиме». Выражение, понятное метеорологически, так как в феврале наступает время оттепелей и больших морозов уже быть не может: Власий сшибает последний зимний рог небесного месяца «сечня» (февраля) и дальше наступает весенний месяц «сухий» (март). В связи с таким пониманием этой приметы интересно обратиться и к старому предвесеннему празднику Масленицы, несомненно, унаследованному от языческого культа»

В связи с этим, также считается, что дохристианские гуляния Масленицы были приурочены к так называемому весеннему равноденствию. По солнечному календарю ряда народов это время считалось началом года.

Характер празднования исследуемого праздника, а именно приготовление круглых пресных лепешек (позднее ставших блинами), песни, пляски, кулачные бои, приношение жертв богам и, наконец, сжигание чучела (часто, у западных славян оно было олицетворением богини смерти Марены) также без сомнения можно назвать именно языческими традициями.

«Тризна», А. Шишкин
«Тризна», А. Шишкин

Переход от язычества к христианству.

В 988 году происходит одно из важнейших событий в истории Руси: князь Владимир Святославич принимает христианство и крестит Киевскую Русь.

Князь Владимир Святославич представлял собой яркую и противоречивую личность. Как и большинство правителей Руси до этого, Владимир был язычником и даже проводил языческую реформу за восемь лет до крещения.

По его велению, за пределами княжеского двора были установлены идолы основного пантеона языческих богов, о чём упоминается в Повести временных лет:

«И стал Владимир княжить в Киеве и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хороса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими»

Мотивы совершения Владимиром языческой реформы доподлинно неизвестны, но есть версия, что таким образом, выделяя среди прочих богов главного – громовержца Перуна, князь хотел постепенно перевести язычество в монотеизм: Перун был бы единственным богом в религиозном представлении народа Руси, а князь – его главным помазанником, вещающим по воли Всевышнего.

Как бы то ни было, реформа Владимира продержалась недолго, и уже через восемь лет, не без влияния Византийской Империи, новой религией было избрано христианство. Владимир Святославич крестился по греческому обряду, приняв имя Василий, и крестил Русь. Ранее установленные идолы были свергнуты и уничтожены, на месте их воздвижения символически была построена церковь святого Василия, к сожалению, не уцелевшая до наших дней.

«Великий князь Владимир выбирает веру», И. Е. Эггинк
«Великий князь Владимир выбирает веру», И. Е. Эггинк

Народное сопротивление крещению.

Крещение Руси имело огромное значение для развития русского государства, способствовало укреплению единства страны и установлению дружественных связей с Европейскими странами. Благодаря принятию христианства, ранее размытые и необязательные к соблюдению моральные принципы были четко установлены при помощи заповедей и приравнивались к законам.

Но ожидаемо, не весь русский народ оценил религиозные перемены. Славяне, поколениями поклонявшиеся языческим богам, сочли крещение вероотступничеством. В ряде регионов Руси христианизация была встречена враждебно, население оказывало сопротивление вплоть до XII века. Со старыми обычаями боролись при помощи массовых репрессий, ссылок и запугиваний. И хотя на то, чтобы практически полностью искоренить языческий культ из жизни населения ушёл не один десяток лет, в конце концов, на Руси воцарилась единая христианская религия, в которой правящий князь и стал помазанником божьим.

«Крещение Руси», В. М. Васнецов
«Крещение Руси», В. М. Васнецов

Интеграция языческих праздников в новую реальность.

Хоть христианство и одержало победу над язычеством на религиозном поприще, огромное количество традиций, издревле укрепившихся в повседневной жизни славян, искоренить так и не удалось. Говорят: «не можешь победить – возглавь». Именно так и поступила русская православная церковь.

Старые, «богопротивные» обычаи и праздники, были постепенно адаптированы под новую христианскую повестку. Исключением не стали и те самые Велесовы гуляния, превратившиеся, с течением времени, во всеми нами известную Масленицу.

Масленица, с ее яркими гуляниями и той радостью, какое давало простому народу её празднование, стала неотъемлемой частью русской культуры. Церковь понимала важность подобных обрядов для народа и не старалась полностью уничтожать масленичные традиции, а, напротив, пыталась внедрить в них элементы христианской символики. Так, блины как символ солнца и новой жизни могли быть ассоциированы с воскрешением Христа после Страстей. Кроме того, Масленица имела и общественное значение как древний обычай примирения всех соседей, друзей и родственников, что также соответствовало ценностям христианского милосердия. Сама же Масленица или, как теперь уже принято считать по православным христианским канонам, Сырная неделя, стала частью подготовки к Великому посту.

Сохранилось огромное количество свидетельств о том, как пышно отмечали ранее языческий праздник и «помазанники божьи»: при Петре I масляничные потехи бывали в Москве у Красных ворот, где и сам Петр открывал празднество катаясь на качелях вместе с офицерами. Императрица Анна Ивановна, также известная своей страстью к женитьбе придворных шутов и ненавистью к вероотступничеству, собирала у себя гвардейских унтер-офицеров с их женами и тешилась в русских плясках. При императрице Елизавете Петровне, по случаю Масленицы, открылось катание в её любимом селе Петровском.

Так и получается, что религиозная борьба эта закончилась перемирием. Несмотря на языческие корни и нарушения постовых правил, Масленица приобрела в православной России свое место как национальное празднование, которое сочетает в себе элементы предхристианской культуры и новых христианских принципов.

Украдкой, православная церковь и особо религиозная часть населения продолжали порицать излишнее внимание дохристианским традициям. Ранее упомянутый русский историк и этнограф Снегирёв писал:

«Масленица начинается за восемь дней до Великого Поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в то время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину»

«Хозяин Масленицы», А. Виноградова
«Хозяин Масленицы», А. Виноградова

Отмечать «дьявольский» праздник или нет – выбор каждого. Но ясно то, что в хотя бы в историческом ключе забывать о корнях своей культуры нельзя, ведь у того, кто не знает своего прошлого – нет будущего.