Найти в Дзене

Игровые автоматы в Советском Союзе: от золотой эпохи до современных тенденций

Оглавление

Советские игровые автоматы, неотъемлемая часть культуры и развлечений в стране, оставили свой след в истории развития игровой индустрии. С момента появления первых аппаратов в 1970-х годах до современных технологических достижений, эволюция игровых автоматов в Советском Союзе представляет уникальную и захватывающую историю. В данной статье мы рассмотрим историю возникновения игровых автоматов и периоды развития советских игровых автоматов.

Стенд в холле музея
Стенд в холле музея

Давайте же начнем нашу экскурсию в мир ностальгии и игровых автоматов.

Мы попадаем в Музей советских игровых автоматов. Это негосударственный Музей, который впервые был открыт в Москве в 2007 году. Основатели музея нашли первые 4 автомата: “Баскетбол”, “Снайпер”, “Хоккей”, а так же «Морской бой», восстановили их, потому что хотели исполнить детскую мечту — играть сколько захочется, и постепенно стали собирать именно коллекцию.

Музей советских игровых автоматов
Музей советских игровых автоматов

А с чего все началось?

Самые первые игровые автоматы появились в США, где в конце 19 века параллельно развивалось 2 направления игровых автоматов – азартные и аркадные. Первый игровой автомат был азартным (это значит, что в нем можно было выиграть денежный приз). Автомат назывался Liberty Bell (т.е. Колокол свободы), его изобрел автомеханик из Сан-Франциско по имени Чарльз Фэй в 1895 году. Автомат представлял собой систему из 3-х барабанов в металлическом корпусе, на каждом из которых было расположено по 5 картинок, в том числе колокольчик. Игрок опускал 50-центовую монету, дергал за рычаг, барабаны начинали вращаться, и при совпадении 3-х колокольчиков в ряд выдавался приз – 50 центов. Этот автомат стал прототипом самого популярного и существующего до сих пор азартного игрового автомата «Однорукий бандит».

Игровой автомат однорукий бандит
Игровой автомат однорукий бандит

К первому десятилетию 20 века индустрия, связанная с игровыми автоматами, стала довольно крупной. Первые игровые автоматы были механическими и, чуть позже, электромеханическими. По мере развития технологий появились электронные аркады, а индустрию возглавили такие компании, как Sega, Midway, Namco, Atari и др.

Аркадные автоматы не подразумевали денежный выигрыш, а поощряли победителя призовой игрой. Первым аркадным автоматом был пинбол, в коллекции музея есть 2 таких автомата — «Цирк» и «Спорт»

Игровой автомат "Цирк"
Игровой автомат "Цирк"

Пинбол — самый первый и один из самых популярных игровых автоматов в мире. Именно с него начинается история аркад, работающих от монеты. В массовое производство он был запущен в 1930 году в Америке, когда стал электромеханическим.

Как в СССР появились игровые автоматы?

Если на западе игровая индустрия к середине 20 века была уже очень развита, то в Советском Союзе ситуация с развлечениями до определенного момента была печальной: их практически не было.

В 1969 году при Министерстве культуры СССР было создано Всесоюзное объединение "Союзаттракцион", занимающееся эксплуатацией, проектированием и выпуском новых игровых автоматов. В 1971 году в Москве на территории ЦПКиО имени Горького и в Измайловском парке открылась международная выставка "Аттракцион-71", где были представлены около 180 игровых автоматов и 50 уличных аттракционов из 11 стран, включая американские горки, карусели и другие новинки развлекательной индустрии.

Международная выставка "Аттракцион-71"
Международная выставка "Аттракцион-71"

20 тысяч человек в день посещали выставку, вызвавшую большой интерес из-за уникальных игровых автоматов из Америки, Европы и Японии. Этот успех побудил купить образцы и создать адаптированные версии для местного производства. Таким образом, многие автоматы на выставке были измененными копиями западных моделей. Для этого проекта привлекли проектные институты и бюро четырех Министерств, включая радиопромышленность и судостроение.

Идея советских игровых автоматов

Основным отличительным признаком советских игровых автоматов был сюжет, который должен был соответствовать идеологии СССР. Игровые автоматы должны были быть в достаточной степени реалистичными, иметь воспитательную функцию и развивать способности игроков, например, быстроту реакций, координацию движений, глазомер и т.д.

Первые советские игровые автоматы

С технической точки зрения, все многообразие советских игровых автоматов можно разделить на две группы: электромеханические и электронные. Если электронные выводят весь игровой процесс на телевизионный экран, то электромеханические автоматы – это своеобразная вещь в себе, где игрок взаимодействует не с монитором, а с различными частями автоматов.

Морской бой

Самым культовым и знаменитым автоматом по праву считается «Морской бой». Он появился одним из первых среди советских игровых автоматов (массовое производство с 1974 года) и сразу же стал всеобщим любимцем благодаря зрелищности и увлекательности игры. Этот автомат создан на основе западных аркад 1960-х годов, среди которых Sea Raider (1969) и Sea Devil (1970), выпускавшиеся чикагской корпорацией Midway Games, разработчиком серии компьютерных игр Mortal Kombat.

"Морской бой"
"Морской бой"

Для создания иллюзии перспективы использовалась высота автомата с перископом, похожим на тот, что на подводной лодке. В устройстве установлены 2 зеркала под углом 45° для отражения панорамы. Панорама моря и кораблей располагается вертикально, но благодаря зеркалу под углом 45 градусов кажется горизонтальной. Торпеда представлена цепью лампочек, которые загораются по определенным траекториям. При попадании торпеды в корабль зажигается лампочка взрыва. Игра не имеет прицела, поэтому нужно стрелять заранее. При достижении 10 попаданий начинается призовая игра.

Баскетбол

«Баскетбол» — один из самых любимых и запомнившихся советских игровых автоматов. Принцип игры очень простой - нужно забить мяч в корзину соперника.

Внутри каждой лунки есть датчик, реагирующий на присутствие в лунке мячика, и два соленоида, отправляющих этот самый мяч в полет в корзину соперника. Нажатие на кнопку ( кнопки с соответствующими лунке числами) замыкает два контакта внутри, которые в свою очередь передают управляющий сигнал на тиристор, а он затем подаёт ток на соленоид. Первым срабатывает тот соленоид, который соответствует кнопке игрока, который первым ее нажал.

Задача игрока - опередить противника в скорости нажатия кнопки на панели, а не сильнее нажать на кнопку. Используем аналогию со вкл/выкл света, если сильнее нажать на выключатель, лампочка сильнее светить не будет.

Викторина

Был создан для того, чтобы научить советских граждан правилам дорожного движения или проверить их знания. Говорят, что в советское время автомат использовался в качестве тренажера сотрудниками ГАИ, поэтому из часто можно было встретить в зданиях советского ГИБДД. Так же он примечателен тем, что от него в свое время можно было получить памятный подарок, такой как значок.

"Викторина"
"Викторина"

Городки

Несмотря на то, что порядка 90% советских игровых автоматов были копиями зарубежных, в СССР выпускались и оригинальные аркады, разработанные и спроектированные в Советском Союзе. Городки- это оригинальная советская разработка, созданная по мотивам популярной советской игры. Автомат выпускался на ПО “Терминал” в г.Винница, стоил 2020р. Перед игроком ставится та же задача, что и в настоящем спорте: выбить городки наименьшим количеством бит. Набор и порядок появления фигур на экране тоже совпадает. На кинескопе автомата вид на игру представлен сверху, поэтому все объекты на экране – и бита, и фигуры – переведены в двумерный пиксельный вид. Инженеры-разработчики не просто перенесли популярную советскую игру на экран, они ее усложнили: фигуры “домиков” двигаются, а бита вылетает автоматически через 5 секунд.

Репка

Помимо Городков, оригинальными отечественными разработками были автоматы «Репка», «Торпедная атака», «Память», «Конек-Горбунок».

Проектированием собственных игровых автоматов занимался Отдел перспективных разработок ЦНИЛАТ. Разработчик автомата “Репка”, к примеру, награжден медалью от ВДНХ за успехи в развитии народного хозяйства.

"Репка"
"Репка"

В отличие от других силомеров, советская «Репка» измеряет не силу удара, а силу тяги. После запуска игры у вас есть 4 попытки «вытянуть репку». Упираясь одной ногой в наклонную зависимости, вы тянете рукоять. Сила, с которой вы тянете рукоять, отражается на табло в условных «килограммах», а вам, в свою очередь, присваивается один из персонажей сказки «Репка», от мышки — до дедки. Если игрок вытягивает больше, чем 200 кг, он получает приз аркадного автомата — 5-ую бесплатную попытку вытянуть репку.

Новый этап

В середине 1980-х советский игропром совершает прорыв в производстве электронных игровых автоматов (это машины на базе дискретной логики или микропроцессоров).

В этом зале собраны автоматы, которые используют ТВ-экран для отображения игрового сюжета. До определенного момента они были черно-белыми (Память) или максимум 4х-цветными ( Сафари и Скачки: такого эффекта добивались наклеивая на переднюю панель автомата ленты цветной пленки), с примитивной графикой и однотипными игровыми сюжетами. Но 1986-88 году в советских кинотеатрах и залах игровых автоматов вдруг появляется нечто совершенно новое — первая игра с таким количеством уровней и такими яркими красками, что моментально завоевывает славу самой интересной и самой сложной из советских аркад. Чуть позднее вышла целая серия подобных игр.

Конек-горбунок

"Конек-Горбунок" - первая аркадная игра в СССР на основе ТИА-МЦ-1, предназначенная для одного игрока. Она повторяет сюжет известной сказки: царь посылает персонажа за жар-птицей, затем за сундуком с золотом и, наконец, за царевной, которую нужно спасти. Эта игра, как и другие советские аркады, разрабатывалась для тренировки реакции и терпения. Пройти все 15 уровней оказывалось практически невозможно из-за ограничения в трех жизнях и 5 минут игрового времени. Автомат основан на телевизионном экране модели "Чайка" или "Садко". "Конек-Горбунок" был первым многоуровневым 16-битным цветным автоматом. Игра стала культовой и вызывала у игроков фиксацию, так как ее прохождение было чрезвычайно сложным из-за многоуровневости и ограниченного времени.

Конек-горбунок
Конек-горбунок

Кот-рыболов

В игре всего 3 уровня, но пройти их совсем непросто: на 1 уровне нужно собрать 10 червячков, при этом вам активно мешает ворона (лайфхак: необходимо присесть и бить ворону ногой, это повышает шансы на успех)

Если вам удалось перейти на 2 уровень, вы увидите как кот сидит на пирсе и ловит рыбу, задача поймать 5 рыб и тогда начинается 3, призовой, уровень игры, где сюжет разворачивается на чердаке старого дома, кот должен подраться с местным котом-хулиганом за свой улов.

Пинг-бол

Единственный говорящий советский игровой автомат, у него есть синтезатор речи, который позволяет ему говорить несколько простых фраз, одна из которых предлагает начать игру “Давайте поиграем”, “Спасибо” после того как вы опустили монетку, если в игре у вас что-то не получается, автомат говорит вам “Будьте внимательны”, и так далее. Если вам удалось победить и превзойти рекорд дня, автомат вас похвалит “ Поздравляю, вы сегодня рекордсмен!”

"Пинг-бол "
"Пинг-бол "

Помимо серии ТИА, в СССР выпускались и другие электронные автоматы - “Лело”, “Питон”, “Пинг-бол” и т.п. Подобные опыты советских разработчиков — первые шаги нашего гейм-дизайна и переход к собственным компьютерным играм.

Во что играли наши родители?

В настоящее время множество подростков играют в видео игры, и заботливые мамы пытаются их всячески достать из компьютерного мира, но те же самые мамы в своей молодости играли. Давайте же посмотри во что играли наши родители.

Тетрис

«Тетрис» — одна из самых популярных и известных видеоигр в мире, созданная русским программистом Алексеем Пажитновым в 1984 году. Игра была разработана на базе ЭВМ «Электроника 60» и быстро стала популярной во всем мире.

"Тетрис"
"Тетрис"

Принцип работы игры «Тетрис» основан на падающих фигурах, состоящих из четырех квадратов. Игрок должен управлять этими фигурами, поворачивая и перемещая их таким образом, чтобы заполнить горизонтальные линии на дне игрового поля. После заполнения линии она исчезает, освобождая место для новых фигур. Цель игры — заполнить как можно больше линий, чтобы предотвратить достижение верхнего края игрового поля.

«Тетрис» стал символом интеллектуальных игр и остается популярным до сегодняшнего дня, доступным на различных платформах и устройствах.

Исчезновение автоматов

Из-за кризиса заводы перестали выпускать запчасти для автоматов, было дешевле сдать их на металлолом, чем чинить и поддерживать в рабочем состоянии, поэтому большинство автоматов оказывалось на свалках. Еще одна причина связана с началом эры компьютеров и игровых приставок: новая волна просто вытеснила уже устаревшие автоматы, и сейчас их почти нигде не осталось.

Возможно, эта часть технической истории СССР даже не сохранилась бы, если бы не музей. Основатели музея, нашли свой первый «Морской бой» в нерабочем состоянии в Таганском парке Москвы. Стали искать запчасти, а находили всё новые и новые неработающие автоматы. Чинить их оказалось очень увлекательно, а позже стало ясно, что советская игровая индустрия интересна многим людям.

Телевизор в главном зале
Телевизор в главном зале

В конце нашей экскурсии хотелось бы сделать вывод, что эта уникальная коллекция представляет собой не только историческое наследие, но и культурное явление. Музей демонстрирует эволюцию игровых автоматов в Советском Союзе, от простых механических устройств до более сложных электромеханических аппаратов. Экспонаты позволяют посетителям окунуться в атмосферу времен СССР и ощутить дух того времени через игровую индустрию. Кроме того, экскурсия расширяет знания о технических достижениях и развлекательной культуре страны, предоставляя уникальную возможность ознакомиться с историей игр и развлечений в Советском Союзе.