ИДЕЙНО –ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — деятельность, направленная на формирование у каждого члена об-ва способности выступать в роли сознательного проводника идей и принципов социалистического строя, активного участника в решении гос. и общественных дел, борца за осуществление коммунистических идеалов. И.-п. в. определяет общую мировоззренческую направленность воспитательного процесса и накладывает свой отпечаток на характер целей и задач трудового, нравственного, правового, интернационального, патриотического и др. направлений воспитания. И.-п. в. включает в себя решение двух взаимосвязанных задач — вооружение каждого члена об-ва знанием марксистско-ленинской идеологии и превращение этого знания в руководство к практическим действиям. Первая задача решается через систему образования, пропаганды, информации, политической учебы, вторая — через организацию собственного гражданского опыта трудящихся, их общественно-политической деятельности. Условием эффективности И.-п. в. является взаимосвязь политических знаний и социально-политического опыта масс. Нарушение этой связи порождает противоречия в сознании и поведении людей. Высокая политическая информированность при отсутствии собственного гражданского опыта может уживаться с общественной пассивностью, и, напротив, индивидуальный общественно-политический опыт без подкрепления его политическими знаниями способен дезориентировать личность и привести ее в противоречие с общественными интересами. И.-п. в. Призвано обеспечить сопряженность роста политических знаний и расширения сферы общественно-политической деятельности людей. Главные формы И.-п. в.— практика общественного управления, участие в решении гос. и общественных дел, практика борьбы за мир, международное сотрудничество, против враждебной политики и идеологии. В процессе общественно-политической деятельности человек сталкивается с социальными противоречиями, учится применять политические знания, проверяет их на собственном политическом опыте, создает новые формы общественных связей. Ключевое звено И.-п. в. — единство воспитания словом и делом, т. е. обеспечения соответствия политических знаний и собственного политического опыта личности. Последний определяется прежде всего широтой общественных связей индивида, структурой его общественно-политической деятельности, но на него оказывает серьезное влияние и стиль социального управления — существующие формы планирования, экономического стимулирования, правового, административного регулирования. Поэтому успех И.-п. в. во многом зависит от его связи с хозяйственной и организаторской деятельностью, от их общей направленности на совершенствование социалистических общественных отношений. Новый этап в развитии советского об-ва ставит новые задачи и в области И.-п. в. Если на предыдущем этапе, когда вырабатывалась концепция перестройки, осн. Усилия были сосредоточены на формировании нового политического мышления, то при переходе ко второму этапу перестройки на передний план в области И.-п. в. выдвигается задача формирования у каждого члена об-ва практических навыков социалистического самоуправления, воспитания совр. политической культуры — культуры социалистического демократизма (Коммунистическое воспитание).