Найти в Дзене
Navigare necesse est

Иордания. Как НЕ надо торговаться на рынках

Торговаться на восточных рынках - одно из моих излюбленных развлечений в поездках по арабским странам. Мне очень нравится этот обычай как коммуникация, как соревнование, как возможность пообщаться и проникнуться культурой, как вызов, в конце концов. В Иордании торговаться необходимо. Это делают с азартом и удовольствием. Когда я в настроении и ударе, это выходит великолепно. Когда нет, выходит как на рынке в Аммане. Уже перед возвращением из Иордании, вечерами в Аммане мы с Людовью, достаточно привыкнув к арабской культуре и решив, что раз бедуины Петры сами дарят нам магниты, сторговать мы сможем хоть черта в ступе, ходили по рынкам и магазинам за сувенирами. И нашей гордыне был нанесен существенный урон. Некоторые сделки действительно были ничего так, стоящие. Но было несколько эпических, запредельных фейлов. *** Один раз меня подвело нарушение базового, аксиоматического правила: отсутствие анализа рынка. Я очень хотел себе новую большую турку для кофе. И даже видел во время пут

Торговаться на восточных рынках - одно из моих излюбленных развлечений в поездках по арабским странам. Мне очень нравится этот обычай как коммуникация, как соревнование, как возможность пообщаться и проникнуться культурой, как вызов, в конце концов. В Иордании торговаться необходимо. Это делают с азартом и удовольствием. Когда я в настроении и ударе, это выходит великолепно. Когда нет, выходит как на рынке в Аммане.

Уже перед возвращением из Иордании, вечерами в Аммане мы с Людовью, достаточно привыкнув к арабской культуре и решив, что раз бедуины Петры сами дарят нам магниты, сторговать мы сможем хоть черта в ступе, ходили по рынкам и магазинам за сувенирами. И нашей гордыне был нанесен существенный урон. Некоторые сделки действительно были ничего так, стоящие. Но было несколько эпических, запредельных фейлов.

***

Один раз меня подвело нарушение базового, аксиоматического правила: отсутствие анализа рынка. Я очень хотел себе новую большую турку для кофе. И даже видел во время путешествия нужный фасон и размер. И вот, решил я, в Аммане я найду не только такую, как хочу, но и гораздо дешевле. Но в тот день был дождь, половина лавок закрылась, и в оставшихся были либо совершенно не такие, либо маленькие. Когда я увидел, наконец, ту, что мне нужна, голова моя поехала от эйфории, и вместо того, чтобы сказать “спасибо, я подумаю” на предложенную цену, я вступил в торг. Провел его даже не позорно, сбив почти треть. Продавец согласился на названную мной цену, усугубив: “Ты сам сказал!” И только зайдя в третий после этого магазин и увидев точно такую же турку, я осознал, что продавец был из тех, что начинает торг не с базовой цены, а с завышенной вдвое от нее. И моя выгодная покупка на 5 динар дороже стартового предложения в других местах.

Та самая турка
Та самая турка

То-то продавец в нагрузку подарил нам пробников Мертвого моря. Видимо, от жалости.

***

После этого я впал в уныние и отрицание, и не мог торговаться. Тогда Людовь решила показать мне мастер-класс. Мы хотели взять два товара, и по этому поводу сторговать дешевле. Одним из них была глиняная масляная лампа. Я так много древних ламп видел в музеях, что очень хотел себе тоже. Не важно, что она скорее всего не выкопана из земли, хотя мне кажется, что в этих краях проще выкопать, чем сделать поддельную. Узнали цену. Ушли на разведку. Осмыслили. Выбрали цену, на которую готовы были согласиться. Вернулись. Взяли вещи, пошли к продавцу, лампу при этом не ту же самую, какую спрашивали, а похожую. После чего Людовь, не уточнив цену похожей лампы, не предложив заход ниже желаемого, сразу выдала ту цену, которая была нашим разумным максимумом. Продавец посмотрел на нас очень странно, молча взял предметы, упаковал и отдал нам.

В этот день мы решили ничего больше не покупать.

***

В другой раз мы покупали еще одну мозаику в подарок. Диалог с продавцом был такой:
-10!
-Нет, много. Не возьмём.
-Ладно, 8.
-Давай 7.
-Мне больше нравится 8, священное число. 7, знаете, это как-то по-христиански.
После небольшого теологического диспута мы победили.