Вторая часть интервью с Александром Арляповым, музыкальным критиком, главным редактором журнала «Новый Рок» (Томск), мультимеломаном
- Какие истории из общения с музыкантами ПЕРЕДВИЖНЫХ ХИРОСИМ вспоминаются?
– Что касается опыта личного общения с Шатовым и ХИРОСИМАМИ… Общение у меня с ними было, преимущественно, «по работе», ну, то есть, по журналистской линии. Пару раз бывал у Славы с Леной дома, в частном домике недалеко от речки Ушайки, но тоже по делу. Первый раз пришли туда с Андреем Трушем, у нас там был мозговой штурм, совещались по поводу проекта телепередачи на канале «Студия Т», в разговоре тогда активно участвовала Лена (она с Трушем была, по сути, мозгом и лицом этого проекта), а также Юля Шерстобитова из НЕКИХ СТЕКЛЯННЫХ ПУГОВИЦ. Сам же Шатов просто подавал иногда реплики и вклинивался в разговор со своими замечаниями и шуточками. Запомнилось, что мне пришлось ему объяснять про группу DEAD CAN DANCE (он их то ли не знал, то ли спутал с DEAD KENNEDYS). Хотя вообще он в музыке был весьма подкованный и наслушанный человек (по сути, именно он открыл мне прото-панк конца 1960-х, и конкретно группу MC5). Причём удивлял меня некоторыми своими предпочтениями, например, интересом к актуальному тогда олдскульному гэнгста-рэпу (Ice T, например), который он озвучил (и даже зафиксировал в «кредитсах» на буклете легендарного концерта в Хобби-центре) примерно за пару-тройку лет до того, как я сам заинтересовался хип-хоп музыкой.
На том приснопамятном концерте я, конечно, тоже был. Мы со съёмочной группой моей программы «Оркестр Жёлтых Телевизоров» его снимали. Потом как раз телеверсию от ОЖТ кто-то записал на видео, и спустя много лет порезал на песни и выложил на youtube.
Бывал я и на множестве других концертов не только ПХ, но и Шатова с НОЛЬ-ПИКЕТОМ», и Шатова с КУКУШКАМИ. Несколько брал у Славы интервью, на репточке НОЛЬ-ПИКЕТА, например, оно тоже имеется в сети. Был и в студии томской ГТРК на записи программы «Белые пятна» с Шатовым и НОЛЬ-ПИКЕТОМ.
Но, ещё раз повторю, какого-то дружески-неформального общения у нас, по сути, не было, мы вращались немного в разных тусовках. Андрей Юрич, вот, Труш, наоборот, куда ближе общался с Шатовым (и работал в тандеме с Леной Кузнецовой некоторое время над общим телепроектом). К тому же, так исторически сложилось, что я довольно поздно познакомился с алкoгoлеm (до 26 лет вообще не пробовал), и потому не участвовал в разных посиделках, почти не ходил на вписки после концертов и т.д. В общем, не очень компанейским я был в тот период, вероятно))
- Недавно МАШБЮРО вовлекли в спор о том, какой состав ГО можно назвать классическим. А есть ли классический состав у ПЕРЕДВИЖНЫХ ХИРОСИМ?
– Как по мне, классический состав – последний, то есть Слава, Тёма Жиляков, Лена Кузнецова и Рома Войтенко. Хотя впервые я ХИРОСИМЫ увидел на сцене в другом составе, ещё с Хайдаром. Было это в 1992-м, на фестивале «Акция номер раз» в ДК ТЭМЗ. Там же я впервые увидел Nuclear Losь, ещё в гитарно-индустриальном изводе, очень напоминающими группу D.A.F. и прочую немецкую волну, но это другая тема. Для меня, тогдашнего четверокурсника журфака, это вообще был первый большой местный рок-фест, который я посетил (до того бывал только на гастрольных концертах и отдельных сольниках локальных групп). И ХИРОСИМЫ потрясли и запомнились своим глэмовым имиджем: они играли в лосинах, с начёсами на головах и, вроде бы, даже в гриме. Это было сильно!
Но близко я с ними познакомился всё-таки уже после смены состава. В «классическом» варианте наблюдал не только в Хобби-Центре, но и в актовом зале Педуниверситета и на других площадках. Лену я тогда за глаза именовал «томской Ким Гордон», ну это сугубо по формальным признакам: роль басистки в группе плюс вьющиеся блондинистые локоны. Когда этот состав внезапно прекратил деятельность в 1995-м, именно Лена практически сразу ушла из музыки. Шатов начал играть с НОЛЬ-ПИКЕТОМ, Рома подался барабанить в группе АФРИКА у Славки Лощилова, а Тёма довольно быстро начал свой сольный проект, и чуть ли не в том же году мы на ТВ2 снимали ему клип уже на его сольную песню.
- ПХ – это Шатов плюс музыканты, или Шатов и музыканты?
– Отделить ПХ от Шатова практически невозможно, как невозможно себе представить эту группу с другим фронтменом. Ну так ведь и ГО без Летова, АКВАРИУМ без БГ или ЗВУКИ МУ без Мамонова были бы чем-то совершенно другим. Вот и здесь тот же случай.
Шатов в какой-то момент придумал слоган для ПХ «Императоры рок-н-ролла». В общем-то, это стёб, из той же серии, что НОМ «Короли Санкт-Петербурга». Но тогда у многих в Томске от этого, что называется, пригорело, «самозваные императоры» было ещё относительно мягкой оценкой от части коллег и тусовщиков, или, говоря нынешним языком, xейтеpoв.
- – Очень часто про группы, выстpелuвшuе в 90-х, говорят сейчас как про недооцененные. Мол, попался бы им нормальный продюсер, они бы сейчас наравне с, простите, ЧАЙФОМ выступали. Была ли у ПХ такая задача и желание, учитывая «Программу А» и «Тихий парад», например?
– С одной стороны, не сказать, что Слава так уж целенаправленно рвался в какие-то высшие сферы шоу-бизнеса, к некоей супер-известности. С другой стороны, вырваться за пределы ему было, безусловно, интересно. Первым шагом к этому, вероятно, можно считать отправку клипа «Кpысы и дoллаpы» на конкурс самодеятельных клипов в ту же «Программу А» (и, вроде бы, в борисовскую «Экзотику» тоже). Клип «21 угол» тоже снимался с прицелом на то, чтобы попасть в какие-то передачи вполне прогрессивной тогда музредакции РТР. Ну а потом случился тот самый фатальный визит в Москву, где ХИРОСИМЫ должны были выступить, в том числе, и на фестивале газеты «Лumoнka», который был прекращён OMOHom как раз в самом начале их сета.
Фатальный в том смысле, что именно после него группа фактически прекратила существование, причём довольно тихо, без громких заявлений о распаде и т.д. Просто в какой-то момент Слава начал репать, а потом записываться в студии с группой НОЛЬ-ПИКЕТ. И это, кстати, была первая нормальная студийная запись его песен, т.к. от ХИРОСИМ остались лишь концертные записи. Во времена НОЛЬ-ПИКЕТА как раз в интервью мне Слава сказал: «За последний год я в Москву ездил, в Новосибирск, и понял, что нахрен это надо всё, надо Томск прокачивать!»
Затем ещё один заход был предпринят уже с группой ШАТОВ И КУКУШКИ. Тогда продвижением их альбома занялась томская студия Hot-Sound, не только владевшая сетью кассетных ларьков по всему Томску, но и имевшая связи с некоторыми столичными лейблами типа «Союза» и т.д. Тогда благодаря этим связям песня ШАТОВА и КУКУШЕК «Нoж» попала на сборник с названием «1000% живой энергии» (кажется, так назывался), среди песен тогдашнего столичного инди-мейнстрима типа групп СВИНЦОВЫЙ ТУМАН, ТАНЦЫ МИНУС, КОШКИ НЕЛЬСОНА и т.п.
Сложно сказать, какие шаги могли последовать за этим (в активе уже был большой концерт-презентация КУКУШЕК на сцене Центра Культуры ТГУ и съёмка с ними же в телепрограмме «Белые пятна» ТГТРК), но потом случилась нелепая Славкина сmеpть…
Ну а что до недооценённости, то да. Применительно к томским группам 1980-90-х это не просто фигура речи, мем и стандартное клише, но и, в некотором роде, своеобразная психoтравmа, сложившаяся в результате некоей «отдельности» и «особости» томской сцены на фоне остальной Сибири… Наши группы устойчиво не включают в пресловутый «сибирский панк» (ни локальные его летописцы, ни маститые столичные критики и историки культуры), и вся эта тема отчасти накладывается на лелеемую историческую «неcпpаведлuвoсть» с прошедшим мимо нас Транссибом (отчего «всё пошло не так, и Томск стал периферией»), порождая такой вот, что ли, комплекс неполноценности.
- – Как можно объяснить такое, как у ПХ, отношение к собственным записям?
– Не стоит, мне кажется, думать, что это какая-то намеренная поза или жёсткая принципиальная позиция. Во-первых, в Томске первой половины – середины 1990-х до поры особо не было нормальных профессиональных студий, а когда они стали появляться (студия Boston, студия Владиса Удлера в ЦК ТГУ и т.д.), это была вторая половина 1990-х, и ХИРOCИМАМ уже было не до записи. Во-вторых, даже в то время на запись требовались какие-никакие средства.
Скажем, когда ШАТОВ и КУКУШКИ писались на «Бостоне», им помогли фирма «Курьер» и студия Hot-Sound, когда БУДНИ ЛЕПРОЗОРИЯ работали над своим альбомом, им помог финансово Юра Толоков со студии «Альтернатива»… Так что, с одной стороны, был и момент некоторой неорганизованности и безалаберности; с другой же, и объективная реальность была такой, а не какой-то другой.
Продолжение следует.
Беседовала Светлана Рычкова.
Читать начало. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ - 1: группа всех времен
Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК: