Найти тему

ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ - 2: томские «Императоры рок-н-ролла»

Вторая часть интервью с Александром Арляповым, музыкальным критиком, главным редактором журнала «Новый Рок» (Томск), мультимеломаном

Музыкальный критик Александр Арляпов, главред журнала "Новый Рок" (Томск). Фото из личного архива героя публикации
Музыкальный критик Александр Арляпов, главред журнала "Новый Рок" (Томск). Фото из личного архива героя публикации
  • Какие истории из общения с музыкантами ПЕРЕДВИЖНЫХ ХИРОСИМ вспоминаются?

– Что касается опыта личного общения с Шатовым и ХИРОСИМАМИ… Общение у меня с ними было, преимущественно, «по работе», ну, то есть, по журналистской линии. Пару раз бывал у Славы с Леной дома, в частном домике недалеко от речки Ушайки, но тоже по делу. Первый раз пришли туда с Андреем Трушем, у нас там был мозговой штурм, совещались по поводу проекта телепередачи на канале «Студия Т», в разговоре тогда активно участвовала Лена (она с Трушем была, по сути, мозгом и лицом этого проекта), а также Юля Шерстобитова из НЕКИХ СТЕКЛЯННЫХ ПУГОВИЦ. Сам же Шатов просто подавал иногда реплики и вклинивался в разговор со своими замечаниями и шуточками. Запомнилось, что мне пришлось ему объяснять про группу DEAD CAN DANCE (он их то ли не знал, то ли спутал с DEAD KENNEDYS). Хотя вообще он в музыке был весьма подкованный и наслушанный человек (по сути, именно он открыл мне прото-панк конца 1960-х, и конкретно группу MC5). Причём удивлял меня некоторыми своими предпочтениями, например, интересом к актуальному тогда олдскульному гэнгста-рэпу (Ice T, например), который он озвучил (и даже зафиксировал в «кредитсах» на буклете легендарного концерта в Хобби-центре) примерно за пару-тройку лет до того, как я сам заинтересовался хип-хоп музыкой.

На том приснопамятном концерте я, конечно, тоже был. Мы со съёмочной группой моей программы «Оркестр Жёлтых Телевизоров» его снимали. Потом как раз телеверсию от ОЖТ кто-то записал на видео, и спустя много лет порезал на песни и выложил на youtube.

Александр Арляпов берет интервью у Вячеслова Шатова (ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ) в программе «Оркестр Жёлтых Телевизоров», 1996 год. Скриншот.
Александр Арляпов берет интервью у Вячеслова Шатова (ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ) в программе «Оркестр Жёлтых Телевизоров», 1996 год. Скриншот.

Бывал я и на множестве других концертов не только ПХ, но и Шатова с НОЛЬ-ПИКЕТОМ», и Шатова с КУКУШКАМИ. Несколько брал у Славы интервью, на репточке НОЛЬ-ПИКЕТА, например, оно тоже имеется в сети. Был и в студии томской ГТРК на записи программы «Белые пятна» с Шатовым и НОЛЬ-ПИКЕТОМ.
Но, ещё раз повторю, какого-то дружески-неформального общения у нас, по сути, не было, мы вращались немного в разных тусовках. Андрей Юрич, вот, Труш, наоборот, куда ближе общался с Шатовым (и работал в тандеме с Леной Кузнецовой некоторое время над общим телепроектом). К тому же, так исторически сложилось, что я довольно поздно познакомился с алкoгoлеm (до 26 лет вообще не пробовал), и потому не участвовал в разных посиделках, почти не ходил на вписки после концертов и т.д. В общем, не очень компанейским я был в тот период, вероятно))

ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ "Живьём!", запись с концерта в томском Хобби-центре 15 октября 1994 года. Оцифрованный архив. Вячеслав Шатов: гитара, вокал; Елена Кузнецова: бас-гитара; Артём Жиляков: гитара; Роман Войтенко: ударные
ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ "Живьём!", запись с концерта в томском Хобби-центре 15 октября 1994 года. Оцифрованный архив. Вячеслав Шатов: гитара, вокал; Елена Кузнецова: бас-гитара; Артём Жиляков: гитара; Роман Войтенко: ударные
  • Недавно МАШБЮРО вовлекли в спор о том, какой состав ГО можно назвать классическим. А есть ли классический состав у ПЕРЕДВИЖНЫХ ХИРОСИМ?

– Как по мне, классический состав – последний, то есть Слава, Тёма Жиляков, Лена Кузнецова и Рома Войтенко. Хотя впервые я ХИРОСИМЫ увидел на сцене в другом составе, ещё с Хайдаром. Было это в 1992-м, на фестивале «Акция номер раз» в ДК ТЭМЗ. Там же я впервые увидел Nuclear Losь, ещё в гитарно-индустриальном изводе, очень напоминающими группу D.A.F. и прочую немецкую волну, но это другая тема. Для меня, тогдашнего четверокурсника журфака, это вообще был первый большой местный рок-фест, который я посетил (до того бывал только на гастрольных концертах и отдельных сольниках локальных групп). И ХИРОСИМЫ потрясли и запомнились своим глэмовым имиджем: они играли в лосинах, с начёсами на головах и, вроде бы, даже в гриме. Это было сильно!
Но близко я с ними познакомился всё-таки уже после смены состава. В «классическом» варианте наблюдал не только в Хобби-Центре, но и в актовом зале Педуниверситета и на других площадках.
Лену я тогда за глаза именовал «томской Ким Гордон», ну это сугубо по формальным признакам: роль басистки в группе плюс вьющиеся блондинистые локоны. Когда этот состав внезапно прекратил деятельность в 1995-м, именно Лена практически сразу ушла из музыки. Шатов начал играть с НОЛЬ-ПИКЕТОМ, Рома подался барабанить в группе АФРИКА у Славки Лощилова, а Тёма довольно быстро начал свой сольный проект, и чуть ли не в том же году мы на ТВ2 снимали ему клип уже на его сольную песню.

Александр Арляпов  со Славой Лощиловым. Работа над клипом группы АФРИКА
Александр Арляпов со Славой Лощиловым. Работа над клипом группы АФРИКА
  • ПХ – это Шатов плюс музыканты, или Шатов и музыканты?

– Отделить ПХ от Шатова практически невозможно, как невозможно себе представить эту группу с другим фронтменом. Ну так ведь и ГО без Летова, АКВАРИУМ без БГ или ЗВУКИ МУ без Мамонова были бы чем-то совершенно другим. Вот и здесь тот же случай.
Шатов в какой-то момент придумал
слоган для ПХ «Императоры рок-н-ролла». В общем-то, это стёб, из той же серии, что НОМ «Короли Санкт-Петербурга». Но тогда у многих в Томске от этого, что называется, пригорело, «самозваные императоры» было ещё относительно мягкой оценкой от части коллег и тусовщиков, или, говоря нынешним языком, xейтеpoв.

  • – Очень часто про группы, выстpелuвшuе в 90-х, говорят сейчас как про недооцененные. Мол, попался бы им нормальный продюсер, они бы сейчас наравне с, простите, ЧАЙФОМ выступали. Была ли у ПХ такая задача и желание, учитывая «Программу А» и «Тихий парад», например?

– С одной стороны, не сказать, что Слава так уж целенаправленно рвался в какие-то высшие сферы шоу-бизнеса, к некоей супер-известности. С другой стороны, вырваться за пределы ему было, безусловно, интересно. Первым шагом к этому, вероятно, можно считать отправку клипа «Кpысы и дoллаpы» на конкурс самодеятельных клипов в ту же «Программу А» (и, вроде бы, в борисовскую «Экзотику» тоже). Клип «21 угол» тоже снимался с прицелом на то, чтобы попасть в какие-то передачи вполне прогрессивной тогда музредакции РТР. Ну а потом случился тот самый фатальный визит в Москву, где ХИРОСИМЫ должны были выступить, в том числе, и на фестивале газеты «Лumoнka», который был прекращён OMOHom как раз в самом начале их сета.

Фатальный в том смысле, что именно после него группа фактически прекратила существование, причём довольно тихо, без громких заявлений о распаде и т.д. Просто в какой-то момент Слава начал репать, а потом записываться в студии с группой НОЛЬ-ПИКЕТ. И это, кстати, была первая нормальная студийная запись его песен, т.к. от ХИРОСИМ остались лишь концертные записи. Во времена НОЛЬ-ПИКЕТА как раз в интервью мне Слава сказал: «За последний год я в Москву ездил, в Новосибирск, и понял, что нахрен это надо всё, надо Томск прокачивать!»

Слава ШАТОВ (гр.ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ). Фото Юлии Созиновой, 1994 год. Репетиция перед последними гастролями в Москву. Публиковалось в газете "Томский Вестник" (областная). Там же - в мае 1997 (инфо о его сmеpти). И тогда же - в др. томской областной газете "Красное знамя". И в газете "Томская неделя" (тоже областной).
Слава ШАТОВ (гр.ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ). Фото Юлии Созиновой, 1994 год. Репетиция перед последними гастролями в Москву. Публиковалось в газете "Томский Вестник" (областная). Там же - в мае 1997 (инфо о его сmеpти). И тогда же - в др. томской областной газете "Красное знамя". И в газете "Томская неделя" (тоже областной).

Затем ещё один заход был предпринят уже с группой ШАТОВ И КУКУШКИ. Тогда продвижением их альбома занялась томская студия Hot-Sound, не только владевшая сетью кассетных ларьков по всему Томску, но и имевшая связи с некоторыми столичными лейблами типа «Союза» и т.д. Тогда благодаря этим связям песня ШАТОВА и КУКУШЕК «Нoж» попала на сборник с названием «1000% живой энергии» (кажется, так назывался), среди песен тогдашнего столичного инди-мейнстрима типа групп СВИНЦОВЫЙ ТУМАН, ТАНЦЫ МИНУС, КОШКИ НЕЛЬСОНА и т.п.

Сложно сказать, какие шаги могли последовать за этим (в активе уже был большой концерт-презентация КУКУШЕК на сцене Центра Культуры ТГУ и съёмка с ними же в телепрограмме «Белые пятна» ТГТРК), но потом случилась нелепая Славкина сmеpть…

Ну а что до недооценённости, то да. Применительно к томским группам 1980-90-х это не просто фигура речи, мем и стандартное клише, но и, в некотором роде, своеобразная психoтравmа, сложившаяся в результате некоей «отдельности» и «особости» томской сцены на фоне остальной Сибири… Наши группы устойчиво не включают в пресловутый «сибирский панк» (ни локальные его летописцы, ни маститые столичные критики и историки культуры), и вся эта тема отчасти накладывается на лелеемую историческую «неcпpаведлuвoсть» с прошедшим мимо нас Транссибом (отчего «всё пошло не так, и Томск стал периферией»), порождая такой вот, что ли, комплекс неполноценности.

  • – Как можно объяснить такое, как у ПХ, отношение к собственным записям?

– Не стоит, мне кажется, думать, что это какая-то намеренная поза или жёсткая принципиальная позиция. Во-первых, в Томске первой половины – середины 1990-х до поры особо не было нормальных профессиональных студий, а когда они стали появляться (студия Boston, студия Владиса Удлера в ЦК ТГУ и т.д.), это была вторая половина 1990-х, и ХИРOCИМАМ уже было не до записи. Во-вторых, даже в то время на запись требовались какие-никакие средства.

Передвижные Хиросимы - "Живьём!", запись с концерта в томском Хобби-центре 15 октября 1994 года.
Передвижные Хиросимы - "Живьём!", запись с концерта в томском Хобби-центре 15 октября 1994 года.

Скажем, когда ШАТОВ и КУКУШКИ писались на «Бостоне», им помогли фирма «Курьер» и студия Hot-Sound, когда БУДНИ ЛЕПРОЗОРИЯ работали над своим альбомом, им помог финансово Юра Толоков со студии «Альтернатива»… Так что, с одной стороны, был и момент некоторой неорганизованности и безалаберности; с другой же, и объективная реальность была такой, а не какой-то другой.

Продолжение следует.

Беседовала Светлана Рычкова.

Читать начало. ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХИРОСИМЫ - 1: группа всех времен

Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК: