Найти тему

🔥 Почему нельзя верить ученым.

Хочу поведать вам курьез, дорогие читатели. О котором сама узнала недавно.

Перед вами - портрет некоего Йоханнеса Баптиста Франкена (ок. 1599-1669 гг.) Портрет этот был написан в 1621 году знаменитым Антонисом Ван Дейком (1599-1641 гг.).

В 19 веке считалось, что Йоханнес - замечательный художник. Его биография довольно подробно рассказывалась во многих солидных изданиях, его картины висели в знаменитых коллекциях, а сам он считался звездой - самой яркой в его семье.

Дело в том, что в то время, когда он жил, в Голландии процветала семья потомственных художников по фамилии Франкен - (не нашла как правильно на русском языке, поэтому буду использовать далее этот вариант).

Семья имела замечательные традиции.

  • Во-первых, 4 поколения художников.
  • Во-вторых, во всех 4 поколениях, среди художников, часто встречался один и тот же набор имен. Нет, имя Йоханнес не повторялось. Повторялись имена Франс, Иероним и Амброзий. То есть, кроме них у мальчиков бывали и другие имена, хотя бы потому, что мальчиков могло быть больше трех, но эти имена были почти в каждом поколении.
  • В-третьих, в семье существовала интересная особенность.

Вот, например...

Отец - художник имеет имя Франс.
У него есть сын - тоже Франс. И тоже художник. И вот, отец подписывается как Франс - старший, а сын - как Франс - младший. Пока все удобно. Можно отсортировать двух Франсов.
Но здесь у Франса - младшего подрос свой сын - тоже Франс. И тоже стал художником и начал писать картины. После этого Франс-младший начинает подписываться как Франс - старший, а его сын - внук первого Франса - подписывается, соответственно, как Франс - младший.
То есть один и тот же человек мог полжизни писать картины как Франс-младший, а потом становился Франсом - старшим, при том, что один такой уже имелся, а его сын становился вторым Франсом - младшим.

В общем вы поняли - с именами началась путаница. Прежде всего потом, у исследователей.

  • Но было еще и в-четвертых. Дело в том, что все члены семьи учились ремеслу художника с детства и, в основном, дома. Друг у друга. То есть стиль у них был похожий.

И вот в этом супе ученые выделили произведения Йоханнеса Баптиста, выяснили - у кого он учился (у Ван Дейка, в частности), определили этапы его творческого пути, нашли, что его стиль отличался тем, что мог имитировать чужие стили (!!!), заявили, что работы его пользовались бешеной популярностью у современников и расхватывались как горячие пирожки, и вообще - из всей семьи - всего гнезда Франкенов, он был самым талантливым!!!

Предлагаю кратко пробежаться по некоторым художникам этой семьи из всех трех поколений.

***1 поколение.

Художник Николас Франкен ван Херентал, умерший в 1596 году. О нем известно, что он был, но его картины, по крайней мере, атрибутированные, у нас отсутствуют.

Он был счастливым мужем, и отцом 5 детей. Из них - 4 сына тоже стали художниками.

***2 поколение.

1. Иероним I (1540 - 1610 гг.).

Он переехал во Францию, и сделал там отличную карьеру придворного художника.

Примеры его картин (примеры картин я вам предлагаю, чтобы познакомиться с самими художниками, а кроме того - они просто интересны. Религиозных сюжетов я, по-возможности, буду избегать):
Прогулка придворных в парке.
Прогулка придворных в парке.
Банкет.  А еще что-то о Любви и Похоти)
Банкет. А еще что-то о Любви и Похоти)

В конце жизни художник получил дворянство, а еще у него было 7 детей.

2. Франс I или Старший (1542-1616 гг.)

Очень был популярен в родном Антверпене. Расписывал алтари, специализировался на аллегорических и жанровых сюжетах.

У него было очень много детей, пережили его 6. Из них - 4 сына-художника.

Свадебный танец
Свадебный танец
Притча о Блудном сыне
Притча о Блудном сыне

3. Амброзий I (1544-1618 гг.)

Тоже жил и работал в основном в Антверпене. Замечателен тем, что, будучи католиком, перешел в кальвинизм, когда к власти пришли кальвинисты (время было неспокойное), а потом, когда католики вернулись, обратно перешел в католицизм. И, как ни в чем ни бывало, продолжил расписывать алтари.

У него была жена, а о детях ничего не сказано.

Тайная Вечеря.
Тайная Вечеря.

4. Корнелиус.

О нем смутно известно только то, что он был - и больше ничего не известно. Примеров работ нет.

***3 поколение.

1. Изабелла, дочь Иеронима I (???-???)

Была довольно известной художницей. Надо понимать, что художников в те времена были мириады. Она - не выдающаяся, а одна из многих. Замечательна тем, что женщина, и что происходила из семьи художников. Ей, с некоторой долей сомнения, приписывают две сохранившиеся до нашего времени картины. Вот одна из них:

Дорога на Голгофу. Может Изабелла - и может и нет. Но иного пока не доказано)
Дорога на Голгофу. Может Изабелла - и может и нет. Но иного пока не доказано)

2. Томас, сын Франса I (1574-1625 гг.)

О нем известно только то, что он был, был художником - и все. Примеров работ нет.

3. Иероним II, сын Франса I (1578-1623 гг.)

Стандартная плодовитость и охват разных тем - от алтарей до фруктов.

Праздничная компания.
Праздничная компания.
Кабинет коллекционера.
Кабинет коллекционера.
Притча о 10 девах.
Притча о 10 девах.

Заинтересовалась, что за девы - оказалось, сюжет из Евангелия от Матфея:

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

4. Франс II, или Младший, сын Франса I (1581-1642 гг.)

Самый знаменитый из всей семьи. Тоже широкий спектр тем, из которых многие были новыми. Например - изображения коллекций, модных в то время. Или сцены с обезьянами, которые ведут себя как люди. В общем - не стоял на месте и не стеснялся пробовать новое.

Вот, например - феерическая картина. Естественно, аллегория - но представьте все это в реальности. Дурдом форменный. Только и остается руками развести - как персонаж в центре))).

Не могла не увеличить фрагменты! Листайте:

Вот как надо писать на острые политические сюжеты!)))

А это пример с коллекцией. Особенно мне жареная курица импонирует)):

-12

У Франса было 4 мальчика и 5 девочек от любимой законной супруги.

5. Амброзиус II, или Младший, сын Франса I (?? - 1632 гг.)

От него осталась одна работа, которую они с братом Франсом II, писали в компании еще пары художников. Не членов семьи. Картина изображает Золотой Век:

Парочки, парочки... Всем по парочке!))
Парочки, парочки... Всем по парочке!))

6. Ханс, сын Корнелиуса (1581 - ?? гг.)

О нем так же ничего не известно, как и о его отце - но они были, и оба были художниками!

Это не конец!

У нас на подходе

***4 поколение.

Здесь у нас известны только потомки Франса II.

1. Франс III, сын Франса II (1607-1667 гг.)

О нем сказано, что в этом поколении он был наиболее известен из всей семьи, а с другой стороны, его картины были менее детализированы, по сравнению с картинами его отца. Точнее не скажешь! Такое впечатление, что он вообще не заморачивался с деталями.

Как вам эти две белые руки на переднем плане - и одна красная, грабельками, на плече наивного вида девы?:

-14

2. Иероним III, сын Франса II (1611-1671 гг.)

Темы традиционная. Религия и аллегории. Особых данных о нем нет. Просто - был. Вот пример работы:

Несение Креста.
Несение Креста.

У него был сын. Поздний ребенок, который учился премудростям мастерства уже не у отца. Хотя тоже пошел по семейному пути.

3. Амброзий III, сын Франса II (1614-1662 гг.)

Просто жил. Художник, да. Но ни работ, ни деталей биографии.

И в этом месте, для самых терпеливых, у нас торжественная барабанная дробь, и ...

*** Пятое поколение.

В лице сына Иеронима III. Звали его Константин (1661-1717 гг.)

Несмотря на то, что отец не успел передать ему семейные секреты мастерства, (а может быть - именно благодаря этому), он сделал неплохую карьеру художника во Франции. Но писал - совершенно другие произведения. Батальные сцены и портреты. Потом он вернулся в родной Антверпен, где все это рассказал, женился там, и осел, став известным художником.

Однако ни один портрет его кисти не сохранился. И данных о них, кроме его рассказов, нет.

А вот батальные сцены - пожалуйста:

-16

Наследников у Константина, видимо, не было. И он оказался последним художником в этой семье. Во всяком случае - последним, который прослеживается непрерывно.

Он известен тем, что любил жить красиво. Женился на деньгах, спустил приданое жены. Наделал кучу долгов, и отбыл в мир иной.

А жена еще при его жизни сошла с ума, и бегала по Антверпену в костюме Евы.

Наверное, поэтому детей и не было...

***

Вот, вкратце, перед вами род художников Франкен. И куда-то сюда, примерно в качестве сына Франса Первого, ученые вставили Йоханнеса.

Самое интересное - вот что.

Кроме портрета кисти Ван Дейка, и имени на нем подписанном, о Йоханнесе нет, и никогда не было, никакой другой информации!

Ни единого упоминания больше нигде!

Просто есть портрет человека, который жил в те же времена, что известная семья художников, тоже в Голландии, по всей видимости, и носил такую же фамилию.

И этого хватило, чтобы...

Ну я вам уже все описывала в самом начале.

А потом нашлись очень въедливые ученые мужи, и начали сопоставлять все, что было написано о биографии и трудовом пути "самого талантливого художника рода". И нарыли эти ученые мужи массу несостыковок.

В общем - итог.

В настоящее время сделан вывод, что такого художника вообще никогда не было.

То есть человек был - который на портрете, но на этом и все. Мы о нем ничего не знаем.

А художника Йоханнеса Баптиста не существовало. И все рассказы о его популярности, славе, таланте, и расписанном поэтапно трудовом пути - высосаны из пальца. Это просто плоды ученых фантазий. Зацепились за фамилию, и надумали то, чего не существовало. Даже аргументационную базу подвели!

А картины, в которых он что-то там "талантливо имитировал" вообще принадлежат кисти разных художников того времени, и часто даже не членов семьи Франкен.

Вот так коллективный научный разум создал художника буквально из ничего. Наделил его биографией, работами, талантами, а потом сам же заставил лопнуть этот мыльный пузырь.

Это все, что надо знать об атрибуции произведений искусства, да и о гуманитарных научных знаниях, в общем-то тоже... Они, увы, не проверяются опытным путем.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.