В театре Олега Табакова 1 и 2 июня выходит новая премьера «Наследники», поставленная Владимиром Машковым. Он же в главной роли.
Автор инсценировки по мотивам пьесы Найденова «Дети Ванюшина»- драматург и сценарист Олег Антонов.
На фоне многочисленных театральных экспериментов в театрах, многие из которых мне в принципе симпатичны, я очень соскучилась по хорошей добротной классике. Чтоб и декорации богатые, и костюмы красивые, и дух времени чувствовался, и чтоб не «нафталиново».
Все это есть в новой премьере.
Сценарист и режиссер постарались сделать действие в современном ритме, соответствующем динамике нынешнего времени. Немного изменили язык, убрав «архаичность» купеческого. Также выбрана своя концовка пьесы, несколько отличающаяся от версии Найденова.
Мы увидим психологический театр, в котором за бытовыми сценами стоит драма всех обитателей этого купеческого дома. "Искусство призвано уравновешивать человека в самые тяжелые минуты его жизни"- процитировал Олег Антонов известного психолога и педагога Льва Выготского( кстати, это любимая цитата Владимира Машкова) и продолжил , - "Это мы и пытались сделать».
Драма этой семьи в том , что глава ее Александр Егорович Ванюшин ( Машков) слишком занят своим делом, работает, совершенно не замечая как растут его дети, его наследники. Кому же из них передать свое дело? Ведь оказывается, что шестеро детей купца чувствуют себя недолюбленными и несчастными, пропасть разделяет родителей от детей,такая же пропасть и между самими детьми , а семью раздирают злоба и алчность.
Один из финальных диалогов между главой семьи и Алексеем , младшим сыном, и рвет душу отцу( и нам , зрителям в зале, тоже) , и заставляет прозреть Александра Егоровича. «Вы же мои дети… но откуда вы такие?»- говорит старший Ванюшин и в этот момент у Владимира Машкова на глазах реальные слёзы.
«Мы сверху…. Вы нас рожали и отправляли наверх. Внизу вы работали, трудились, чтобы нам жилось спокойно наверху... и мы жили как кто хотел, как бог на душу положит...Вы думали , что-то читаем, где-то бываем,чему-то учимся. Но что, где и с кем- этого Вы не знали.И не хотели знать. Еще мальчишками мы убегали сверху и нередко взрослыми проделывали то же самое. Нас развращали няньки, горничные, кухарки. Да мы сами себя развращали - старшие младших. Все это делалось наверху, и вы ничего не знали. Иногда мы спускались к вам вниз, если хотелось пить и есть. Иногда Вы поднимались к нам, чтобы ругать и бить. И вот, папаша, мы спустились вниз взрослыми людьми со своими желаниями и привычками , вкусами. И вы не узнаете нас, вы спрашиваете - откуда мы такие?»- в отчаянии кричит Алексей ( в этой роли Севастьян Смышников).
В этой речи вся боль и отчаяние трагедии, которую часто в русской литературе мы наблюдаем как проблему «отцов и детей». И мы в который раз понимаем, что времена меняются, а люди нет. И с теми же проблемами мы сталкиваемся в нашем современном мире.
Но постановка «Наследники» сделана так, что дает надежду, что всё в этой семье будет хорошо в конце концов, а у меня сразу ассоциации: «Все будет хорошо и в нашем неспокойном современном мире».
И заключительная фраза спектакля произнесенная старшим Ванюшиным , оставшимся в живых, звучит - «Господи, спасибо за всё!» . Ванюшин - Машков падает на колени. Занавес!
На глазах у всех и слезы, ну без них пережить такие бушующие страсти вместе с актерами на сцене просто невозможно, и радость, и облегчение. Спектакль, в отличие от пьесы в оригинале , не оставляет тяжелого чувства безысходности, а наоборот дарит нам всем надежду и веру в любовь , веру в семью.
Владимир Машков на встрече с журналистами резюмировал: «Пока люди живы, можно все изменить». Это главный посыл спектакля.
В год семьи ,2024 -й, премьера «Наследники» - это и своеобразное напутствие людям о самых важных ценностях и своеобразный гимн семье.
Мне в этом увиделась еще одна параллель. Ведь Театр Олега Табакова, в котором сейчас очень много молодежи и в спектаклях уже играют и студенты школы Табакова, - это большая дружная семья. Владимир Машков для всех здесь учитель, друг и отец.«Этот спектакль — совместная работа всего коллектива»- сказал Владимир Машков. Здесь впервые заявлены два состава. На репетициях присутствовал каждый артист , а в спектакле их 27 и 17 персонажей. И всем коллективом после репетиции артисты смотрели прогон на видео и разбирали замечания. Ну прям «семейный совет», подумала я. «Для меня было важно, чтобы труппа получила блистательные роли»- говорит Владимир Львович.
Роли каждого артиста получились действительно блистательными , «выверенными до миллиметра», как огранка бриллиантов. И такой же блистательный спектакль - еще один в копилку аншлаговых в Табакерке.
Роли в спектакле исполняют Владимир Машков( единственный не имеющий второго состава) , Сергей Угрюмов, Виталий Егоров, Яна Сексте, Алена Лаптева, Владислав Миллер, Севастьян Смышников, Наталья Попова и другие.
Особо хочется отметить и роскошную сценографию художника Александра Рукавишникова. Декорации купеческого дома с двухэтажным ярусом , где наверху и живут дети Вершинина своей жизнью, повторяют интерьеры красивой усадьбы , родового гнезда купцов Рукавишниковых в Нижнем Новгороде. Кстати, легендарная композиция «Атом солнца» около театра, где Олег Павлович Табаков сидит с котом Матроскиным, это тоже детище Рукавишникова.
В этом сезоне будет всего 4 показа — 1, 2 14 и 22 июня 2024 г.
Спешите увидеть первыми этот замечательный во всех смыслах спектакль.
На пресс-показе весь зал аплодировал стоя и кричал артистам «Молодцы!». А Владимир Машков в конце послал всем в зале воздушный поцелуй.