Обеспечение достаточности обзора из водительского места очень важно для безопасности дорожного движения. Правильное определение слепой зоны автомобиля поможет избежать аварийных ситуаций на дороге.
Многие производители утверждают, что водительское место в современных моделях авто оборудовано таким образом, что водитель способен полностью контролировать положение окружающих объектов. Но это не совсем так, есть углы и некоторые варианты расположения машин на дороге, которые трудно заметить даже при помощи камер.
Что такое слепая зона автомобиля
Слепой зоной автомобиля называют часть окружающего пространства, не контролируемую с водительского места. Водитель обозревает обстановку на дороге следующим образом:
- непосредственным наблюдением – по направлению движения, частично – боковые зоны;
- через зеркала – часть бокового пространства и то, что находится сзади.
Но некоторая часть пространства сзади автомобиля остается без внимания, поскольку не отображается в зеркалах. А конструктивное исполнение кузова оставляет вне пределов зрения водителя сектора, закрываемые стойками.
Это может стать причиной аварии в ходе перестроения, если другая машина, которую не было видно до начала маневра, вдруг окажется по траектории движения.
Что такое мертвая зона руля
Еще одно схожее понятие, которое многие путают с не обозреваемым водительским пространством – мертвая зона руля. Под этим термином понимают угол поворота рулевого колеса, при котором направление движения не изменяется.
Этот люфт выполнен с той целью, чтобы исключить опасные ситуации от непроизвольной реакции системы управления автомобиля на случайные изменения положения руля. До определенного предела машина продолжает двигаться в прежнем направлении, выполняя поворот после того, как указанная мертвая зона преодолена.
Что такое опасная зона транспортного средства
Под опасной зоной транспортного средства понимают часть окружающего пространства, нахождение в которой другого объекта может стать причиной аварии. Если в непосредственной близости от машины оказывается другой автомобиль или стационарная преграда, необходимо предпринять действие по увеличению дистанции и обеспечению безопасного расстояния.
Слепые зоны автомобиля
В слепую зону автомобиля попадают:
- часть боковых пространств, расположенная за пределами зеркал и непосредственной видимости;
- зона позади машины, не отображаемая зеркалом
- переднее пространство, закрытое стойками.
Некоторые различия формирования слепой зоны следует учитывать, в зависимости от вида транспортного средства.
Слепая зона у легкового автомобиля
У современных легковых автомобилей система зеркал выстроена таким образом, что не обозреваемое пространство максимально сужено. Но все равно, зеркала не охватывают все окружение в полной мере.
Наибольшая часть вне пределов видимости водителя легковушки – с правой задней стороны, но и отдельные секторы слева и сзади не обозреваются с водительского места.
Современные производители, в стремлении повысить прочность кузова, увеличивают ширину передних стоек. Пространство, закрываемое этими конструктивными элементами, способно вместить пешехода, что также может стать причиной дорожного происшествия.
Слепые зоны грузовика
У грузового автомобиля не обозреваемые водителем зоны несколько шире, по сравнению с легковой машиной, в силу особенностей конструктивного устройства.
Заднее пространство полностью не контролируется водителем, поскольку кузов закрывает возможность обзора в этом направлении. Также не обозревается зона, непосредственно прилегающая к кузову с правой и левой стороны.
Поэтому при движении в непосредственной близости от грузовика не следует прижиматься к нему вплотную. Дополнительную безопасность обеспечит разумная дистанция, ведь водитель грузовика лишен возможности увидеть тех, кто движется позади него.
Слепые зоны фуры
У водителя фуры слепая зона увеличивается еще больше, по сравнению с обычным грузовиком по причине большей длины этого транспортного средства. Из водительского места через зеркала заднего вида обозревается только часть пространства, ограничиваемая началом кузова.
Учитывая большую протяженность фуры, водитель не в состоянии контролировать все, что находится за пределами сектора в 120 градусов в заднюю сторону.
Чем опасно нахождение другого автомобиля в слепой зоне зеркал
Опасность нахождения в зоне, не обозреваемой непосредственно и через зеркала заднего вида в том, что водитель другой машины не видит того, кто расположен рядом с ним.
При прямолинейном передвижении в границах занимаемого ряда непосредственной опасности нет. Но если в момент перестроения другая машина окажется в пределах непосредственной близости, неожиданно выскочив из слепой зоны, резко сократившаяся дистанция не всегда позволяет своевременно среагировать и избежать столкновения.
Как обнаружить слепую зону
Границы не обозреваемого пространства можно вычислить двумя способами:
- опытным путем – попросить помощника обойти вокруг авто по определенному радиусу, фиксируя момент, когда он исчезнет из поля зрения зеркал заднего вида и вновь там появится;
- в процессе движения, контролируя через зеркала движение автомобилей по соседним рядам, в процессе приближения и обгона; этот способ особенно удобен при стоянии в пробках, если ТС по соседнему ряду приходят в движение – это позволяет установить границы слепой зоны, без непосредственной опасности столкновения.
При обнаружении слепой зоны, вне зависимости от избранного способа, важно понимать, что она начинается с момента, когда наблюдаемый объект исчезнет из поля зрения до его появления в пределах видимости.
Зеркала для слепых зон
Зеркала не смогут позволить полностью обозревать пространство вокруг авто. Но при правильной их установке и настройке, можно максимально сократить недоступный для наблюдения сектор пространства.
Расширить обозреваемые зоны можно за счет установки дополнительных зеркал. Эти оптические приборы относительно небольшого размера выполнены в виде линз, позволяющих расширить обозреваемый сектор.
Основные характеристики дополнительных зеркал представлены в таблице:
Сферическое: Крепится к поверхности основного, во внешнем верхнем углу или выше него; выполняется в собственном корпусе
Параболическое: Отражает окружающее пространство, искажая расстояния
Электрохромное: Реагирует на свет фар окружающих машин, предохраняя зрение водителя от чрезмерного светового потока
Они наклеиваются на основные зеркала машины или устанавливаются рядом с ними, расширяя углы обзора.
Мертвая зона в зеркалах заднего вида
Боковое пространство частично обозревается из зеркал, расположенных с левой и правой стороны от водителя. Эти оптические приборы позволяют увидеть большую часть левого и правого сектора, вплоть до зоны, примыкающей к задним бамперам, и частично – заднее пространство.
Контроль мертвых зон автомобиля
У водителя имеется возможность в процессе движения обозревать через зеркала пространство, расположенное по бокам и сзади машины. Но важно учитывать оптические искажения, не всегда позволяющие визуально представлять дистанцию до объектов, и то, что часть окружения остается за пределами сектора зеркал.
Многие специалисты не рекомендуют пользоваться линзовыми зеркалами, в связи со значительным искажением расстояний, не позволяющими реально оценить дорожную обстановку. Поэтому каждый водитель должен принимать решение о необходимости использования дополнительных оптических приборов самостоятельно, исходя из собственного опыта.
Еще один важный недостаток дополнительной оптики в том, что она занимает часть полезной площади обычного зеркала, что иногда может представлять помеху для полноценного отображения окружающего пространства.
Как правильно установить зеркала мертвой зоны
Дополнительные зеркала мертвой зоны устанавливают в углу основного отражателя, фиксируя с помощью клея, или рядом, с помощью специального крепления. Важно тщательно зачистить поверхность стекла, на которую приклеивается дополнительное зеркало, и выполнить операцию максимально аккуратно.
Правильная настройка зеркал
Слепую зону можно предельно сузить, если правильно настроить зеркала.
Читайте также: как правильно настроить зеркала в машине.
Настройка выполняется после установки автомобиля на ровной площадке. Порядок действий следующий:
- процедура начинается с левого зеркала заднего вида – отражатель поворачивается до того момента, пока при повороте головы влево отражение позволит увидеть край левого бампера позади авто;
- необходимо отклониться к центру машины и настроить правое зеркало, аналогично левому, чтобы в поле зрения попадала правая задняя часть автомобиля.
При правильной настройке, задние стойки должны располагаться по краям изображения в зеркалах.
Как обезопасить себя во время движения
Водитель может обезопасить себя в процессе движения, минимизировав опасности, связанные со слепыми зонами, за счет использования дополнительных технических средств и выполнения правильных приемов вождения.
Датчик для слепой зоны
Большую помощь могут оказать специальные датчики — парковочного радара (парктроник), подающие звуковой сигнал при приближении постороннего объекта на опасное расстояние. Эти приборы особенно полезны при парковке и позволяют своевременно среагировать, если задний бампер авто опасно приблизится к стоящему позади автомобилю или другому препятствию.
Некоторые из таких приборов комплектуются камерой заднего вида, выдающей изображение на экран видеорегистратора. Прибор устанавливается в отверстии заднего бампера, а камера – в нише под номерным знаком. Монтаж не представляет особенных сложностей и может быть выполнен своими руками.
Как правильно перестроить автомобиль в мертвой зоне
При выполнении маневра перестроения важно по возможности исключить его проведение из мертвой зоны. Для этого не следует максимально приближаться к соседнему автомобилю. Любые действия необходимо сопровождать включением соответствующего сигнала поворота.
Важно избегать резких действий при выполнении маневра. Вливаться в поток соседнего ряда следует максимально плавно, исключая рывки. Обгон впереди идущего автомобиля необходимо выполнять под острым углом к направлению движения.
Правильный порядок действий при перестроении выглядит следующим образом:
- включается указатель поворота;
- машина разгоняется до необходимой скорости, соответствующей движению авто в ряде для перестроения;
- проверяется отсутствие других машин, представляющих опасность для маневра, через боковые зеркала;
- начинается выполнение маневра перестроения, под углом не более 45 градусов к направлению движения;
- авто аккуратно встраивается в соседнюю полосу.
Если перестроение выполнено безопасно, соседние автомобили не изменят скорости, и расстояние между ТС не сократится.
Как не попасть в ДТП
Чтобы избежать опасности ДТП, важно по возможности исключить нахождение в слепой зоне другой машины. Но если это невозможно, необходимо на какое-то время показаться соседнему водителю, чтобы нахождение в «мертвом» пространстве не стало причиной неожиданного появления в ходе перестроения или другого маневра.
Важно сопровождать любое действие предварительным включением соответствующего сигнала поворота, избегать резкого изменения скорости и направления движения.
Советы по «оживлению» мертвой зоны
Чтобы предупредить возможные аварии, необходимо:
- внимательно следить за сигналами поворота других водителей;
- самому своевременно предупреждать о предполагаемом маневре включением соответствующего поворотника;
- соблюдать четкость и оперативность действий при перестроении, избегая резких маневров из слепой зоны другого водителя;
- учитывать возможность недостаточного опыта у прочих водителей из участников транспортного потока;
- перед выездом с парковки, предварительно убедиться в отсутствии препятствий, в том числе личным осмотром, выйдя из машины;
- не включать музыку на полную громкость, приоткрыть окно, чтобы компенсировать недостаток визуальной информации слухом;
- правильно настроить зеркала.
Если лицо водителя видно в отражении его зеркала, значит автомобиль не находится в слепой зоне. Это простое правило позволит лучше контролировать нахождение в секторе, не обозреваемом другими водителями.
Рискованные маневры, особенно если они начинаются из слепой зоны обгоняемого авто, нередко становится причиной серьезных ДТП. Даже правильная регулировка зеркал и использование самых современных технических средств не исключат аварию, если водитель не придерживается элементарных требований безопасности, что особенно актуально, если маневр начинается с зоны, не обозреваемой водителем соседнего авто.