Одна из дорог Кольского полуострова идет вдоль его южного берега, от Кандалакши до Варзуги. Что интересного можно увидеть, если прокатиться по этой дороге, я и хочу рассказать в этой статье.
Вообще в этом регионе дорог, очень и очень мало. Кольский полуостров занимает площадь порядка 100000 км² и на нем находится порядка 70% территории Мурманской области. При этом, этот регион имеет крайне маленькую протяжённость дорог. Согласно официальным данным восьмилетней давности (более свежих я не нашел), общая протяженность дорог здесь составляет 3553,6 километра. Из них дороги федерального значения – 561,1 км, регионального или межмуниципального – 2020,9 км, местного – 971,6 км.
Итак, поехали. Выезжаем из Кандалакши и катимся на восток.
Сразу после Кандалакши, начинается длинный затяжной подъем на Кандалакшский перевал. Летом и в сухую погоду, его особо и не заметишь. А вот зимой, в гололед, по отзывам, это страшная дорога. Не каждая машина может с ходу преодолеть длинный тягун по скользкой дороге. В результате тут нередки аварии.
С перевала начинается тропа на гору Волосяную. Про эту гору подробно можно прочитать тут:
После перевала, начинается дорога на Умбу и далее, на Варзугу. Сразу отмечу, что большая часть этой дороги сейчас заасфальтирована, меньшая представляет собой знаменитый красный грейдер. Красный он от преобладания в этом районе красных песчаников.
Проскочив перевал, нам открывается замечательный вид на Белое море и острова в нем. В точке N67 07.433 E32 31.543 есть парковка и смотровая площадка, где можно остановиться и спокойно полюбоваться видом.
Колвицкие водопады
N 67° 05.017' E 33° 00.606'
Есть в этом районе одна очень интересная в плане сплава река. Имя её: Колвица. По своей сути она является скорее не рекой в чистом понимании этого слова, а лишь длинной протокой между одноимённым озером и Кандалакшским заливом (Колвицкой губой) Белого моря. Но водоток этот достаточно бурный. На 12 километров протяжённости реки насчитывается больше 10 порогов.
Автодорога Кандалакша-Варзуга, проходит в непосредственной близости от одного из самых больших порогов, который называется Порог Чёрный или Чёрный Падун. На самом деле там два порога на двух рукавах реки. И на картах они часто обозначены как Колвицкие водопады.
Общий перепад высот это порога порядка 10 метров. Для спортсменов-водников, которые сплавляются по этой речке, это очень серьёзное препятствие – 6, высшая, категория сложности. Не многие рискуют проскочить на своем плавсредстве этот порог.
Но посмотреть на него можно без проблем. На любом авто реально подъехать вплотную к порогу. Однако при этом вы увидите лишь 2-ю его ступень – сам водопад. Чтобы посмотреть 1-ю ступень (заходную шиверу) надо подняться чуть выше по течению. Сейчас это сделать не сложно. Из деревни Колвица по высокому левому берегу реки, мимо недавно построенной деревянной часовни, ведёт очень недурственная маркированная тропа. С неё можно, в частности, увидеть порог-водопад на левой протоке и 1-ю ступень водопада.
Водопад - КЛАСС! Небывалая, просто чудовищная мощь воды создает такой грохот и рёв, что "кровь стынет в жилах".
Колвицкое озеро
N 67° 2.000' E 33° 28.150'
Колвицкое – озеро в Мурманской области, расположенное на юго-западе Кольского полуострова на высоте 61 метр. Площадь озера 121 км2. Из него вытекает река Колвица, бурные пороги который мы уже недавно видели.
Это большое озеро в окрестностях со множеством островов, с чистым песчаным дном, окруженное горами с безлесными вершинами, пологими холмами, густыми лесами – всё это оставляет незабываемое впечатление. В различное время суток и при разной погоде озеро завораживает по-своему. Красивейшее озеро, на которое можно любоваться с открытого берега.
Вдоль западного берега озера проходит трасса Умба-Кандалакша. С дороги к озеру есть съезды и вдоль водоема много мест для стоянки. На Колвицком озере можно провести несколько дней, совершить выходы в горы и к красивым озерам, которых много в окрестностях. Координаты приведённые выше – координаты хорошей полны для стоянки с пляжем.
Аэродром Талый Ручей
N 66° 53.950' E 33° 52.300'
Аэродром Талый Ручей являлся оперативным и запасным аэродромом для противолодочных авиационных полков гарнизона Морской авиации Северного флота Федотово (ранее Вологда-18).
Длина взлетной полосы 3500 метров. Принимал на свою полосу Ту-142 и другие самолёты. Был построен ориентировочно в 1963 году и функционировал вплоть до 1993 года.
В настоящее время часть зданий разрушена, часть законсервирована. Большинство бетонный плит взлетной полосы и рулежных дорожек на своём месте благодаря тому, что почти все въезды так или иначе перекрыты. Пешком пройти не проблема, а вот найти заезд, это тот еще квест. Главное правило: не искать заезд непосредственно у аэродрома, в ближайшей точке, так как там точно все перекрыто. Надо начинать искать издалека. И осторожнее, встречается колючая проволока.
Мы заезжали по координатам N 66 54,738 E 33 52,680. Заезд доступен только кроссоверам и джипам, и я не уверен, что этот заезд долго будет открытым. Осторожно поехали мимо колючей проволоки и далее до точки: N 66°54.649′ , E 33°52.564′ . Здесь надо очень круто повернуть налево. И далее постепенно держась вправо выскочили метров через 200-300 на бетон. Здесь держимся левее и выезжаем на полосу. Готово! Можно кататься по взлетке:))
Кстати, там стоял чей-то маленький самолёт и палатки. Т. е. аэродром, до сих пор хоть как-то используется по назначению.
Село Умба
N 66° 41.370' E 34° 20.810'
Поморское село Умба впервые упоминается в 1466 году. Это одно из старейших поселений Кольского полуострова. Село это было вотчиной Соловецкого монастыря, устроившего здесь в 1765 году церковь в честь Воскресения Христова.
В 1898 году поблизости от села, на берегу залива возник рабочий посёлок при Умбском лесопильном заводе промышленника Беляева. Первоначальное название — посёлок Лесной. Потом появился небольшой грузовой порт. Характерная особенность Новой Умбы — деревянные тротуары на многих улицах.
В 1967 г. указом президиума ВС РСФСР рабочий посёлок Лесной переименован в Умба.
Старинное поморское село Старая Умба (деревня Умба), находящееся на правом берегу реки — популярный туристический объект.
В этом селе находится эколого-краеведческая тропа "Старинная поморская деревня Умба", прогулку по которой мы вам предлагаем совершить. Маршрут длиной 5.5 км отличается живописными видами реки Умба, старой деревни с колоритными избами, часть из которых заброшена. Вы пройдете через красивый лес, деревенское кладбище на самом берегу реки, насладитесь видами устья Умбы, песчаного пляжа, каменных островов. В период отлива на дне можно обнаружить медуз. На протяжении всего маршрута установлено несколько информационных стендов.
Начало экотропы находится по координатам N 66° 40.816', E 34° 18.682'. Здесь можно оставить машину и, перейдя мост через реку, отправиться на прогулку. Можно проехать чуть дальше, до Воскресенской церкви, находящейся по координатам N 66° 40.587', E 34° 18.338', здесь тоже есть небольшая парковка.
Маяк Кашкаранцевский
N 66° 20.100' E 36° 00.900'
Кашкаранцевский маяк обеспечивает безопасность судоходства вдоль Терского берега Кольского полуострова вблизи Кандалакшинского залива. Первый маяк был построен здесь в 1938 году в виде навигационного знака, а в 1978 году он был сооружен уже в виде круглой кирпичной башни, окрашенной белыми и красными горизонтальными полосами с фонарным сооружением.
Несмотря на малую заселенность Терского побережья, здесь еще теплится жизнь, а сравнительно молодой маяк верно служит безопасности судов, идущих из Белого моря в Кандалакшинский залив. Даже при наличии современного навигационного оборудования маяк не утратил своей основной функции. Помимо собственно светового сигнала, маяк может подавать и радиосигнал. В непосредственной близости от маяка находится гидрометеостанция, которая может с высокой точностью выдать погодную сводку. Комплекс маячных сооружений имеет свой генератор на случай отключения основного электропитания. В настоящее время маяк Кашкаранцевский маяк относится к гидрографической службе Министерства обороны Российской Федерации. Маячная команда постоянно проживает в непосредственной близости от маяка и по сей день добросовестно выполняет свои обязанности.
Часовая Безымянного Инока Терского
N 66° 19.370' E 36° 09.400'
Небольшая часовенка над могилой безымянного инока на диком берегу и источник неподалеку, всегда были очень почитаемы всеми промышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянного Инока Терского. В промысловое время в ней всегда горела неугасимая лампада. Воду же из источника несли на могилу, молились Иноку об исцелении от болезней и иных напастей.
Во времена советской власти святыни Терского берега пришли в запустение. Часовня была разрушена, но при этом до самого последнего времени место это было обозначено крестом. Местные рыбаки-поморы знали древнюю верную примету о том, что напротив этого креста всегда рыбу возьмёшь. А тропинка к кресту была протоптана даже в полярную зиму.
В настоящее время эта северная святыня широко почитаема. Новая часовня была воздвигнута в 2003 году. Уж не знаю, из какого дерева она была сделана, но в 2022 году она полностью сгнила и развалилась. В июле 2022 годы мы ее ещё застали целой, но поразилась тому, что брусья стены рассыпаются, как картонная труха какая-то, и к концу лета часовня не выдержала порывов ветра и разрушилась. Однако, стараниями местных жителей, уже через год, к сентябрю 2023 построили новую часовню. Да, она не такая красивая, как раньше была, но стоит!
Село Варзуга
N 66° 23.700' E 36° 35.370'
К Варзуге едем по знаменитому красному грейдеру.
Дорога довольно долго идет параллельно берегу, но потом вдруг резко поворачивает почти на 90 градусов и начинает удалятся от моря. Через 12 км приезжаем в село. Да, поселение расположено не на берегу Белого моря, а на берегу одноименной реки в 22 км от её впадения в Белое море.
Старинное поморское село Варзуга известно с 1466 года, когда именно Варзуга была столицей "волости Тре", и вплоть до основания Мурманска соперничала с Колой за роль центра Кольского полуострова. Согласно описи 1563 года, в государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По тем временам, да ещё и на Русском Севере, это было весьма многолюдное поселение. В 1910 году в селе уже проживало больше тысячи жителей, а также действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа. Но и в настоящее время село отнюдь не заброшено, хотя и проживает тут всего 360 человек. Село вполне себе процветает и даже сотовая связь и мобильный интернет здесь есть. Основа жизни – колхоз «Всходы коммунизма», который был создан в 1930 году и существует по сей день, так и не поменяв название. Кроме рыболовства (основной вид деятельности), колхоз активно развивает и рыболовный туризм.
Известна Варзуга рекой, где водится атлантический лосось – семга, а также и древней церковью Успения, относящейся к концу 17 века (1674 год). Успенская церковь уникальна по целому ряду пунктов. Например, это самая северная в России допетровская постройка, почти на Полярном круге. В церкви имеется расписанное потолочное перекрытие, так называемое «небо». Небо Успенской церкви — единственное, сохранившееся на территории Мурманской области. Церковь, ещё в советское время была признана памятником русского деревянного зодчества XVII века, и в 1973 году провели масштабную реставрацию для сохранения объекта культурного наследия.
Неподалеку от Успенской церкви, расположена отдельно стоящая колокольня. Но это новодел, построенный в 2001 году. Оригинальную колокольню разрушили в 1939 году. Тогда же сняли и раскололи колокола.
Кроме Успенкой церкви, есть ещё и Афансьевская церковь, построенная в 1854 году. В 1932 году ее закрыли, и тут разместили ясли, затем мастерскую по шитью лодок, а ещё позже клуб. При этом была уничтожена глава церкви. Храм возвращён приходу и восстановлен в 1999 году.
На левом, Никольском берегу Варзуги тоже есть церковь - Николая Чудотворца. Но на другой берег мы не перебиралась: моста там нет. Только если договориться с местными жителями, чтобы перевезли на лодке (или свою лодку привезти).
А на Успенской стороне, кроме церквей и жилых домов находится административное здание, магазин, ресторан, клуб, гостиница. Дома в селе большие, добротные. В некоторых много цветов, красивое оформление. Видно, что люди стараются для себя.
Лучший вид на Варзугу со смотровой площадки, на которую ведет деревянная лестница.
Начинается она рядом с гостиницей (Дом приезжих).
После посещения Варзуги, мы отправились в Кузомень. Но это уже другая история. Читайте тут:
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!