"Цыплят по осени считают" - якобы говорили наши предки.
Я уж не знаю, чего они там говорили, но жизнь всё больше заставляет меньше обращать внимание на промежуточный результат, так как самое главное - в конце.
Несколько лет мы закупали маленький бройлерят у одного производителя. Выживаемость однодневных особей была 100 процентов.
В этом году позвонили, но оказалось, что производитель разорился. Пришлось искать новых продавцов и сталкиваться с ситуацией, которая звучит как "80 процентов".
Я иногда для себя начинаю размышлять на тему "оффлайн бизнеса". И вроде бы в Интернете целые непаханые поля (что очень хорошо для сельских жителей, которым сложно найти работу), но почему-то многие люди, добившиеся каких-то высот в своем деле, начинают вкладывать деньги именно в "оффлайн бизнес" (кроме Дани Милохина). Один рестораны открывает, другой - какое-нибудь производство, третий - шиномотажку.
По идее - это правильно. Диверсификация доходов это дело благое. Но вот только я не могу придумать такое дело, которое бы существовало при любых обстоятельствах. Особенно, в сельской местности.
Везде большой риск, от которого практически не спастись. В любой день может появиться либо какой-нибудь закон, либо мощный конкурент, либо вообще - просто придут и закроют, так как что-то страшное появилось в воздухе.
В 90-е годы в нашей стране было развито "движение челноков". Люди гоняли за границу, привозили нам "импортные шмотки", продавая их на рынках и в "бутиках".
Я в апреле был на обычном вещевом рынке, где сидели те же люди, что сидели в 90-е. Покупателей - почти не видно. В чем смысл вообще сегодня торговать простейшей одеждой, если даже самый далекий от Интернета человек знает заветные слова (далее должны были следовать названия маркетплейсов)?
Большие гиганты съели маленьких торгашей.
И такое происходит очень часто почти везде. Маленький фермер не составит конкуренции большим агрохолдингам. Маленькие производители проиграют за счет высокой себестоимости производства крупным производителям. Маленький продуктовый магазинчик не выдержит конкуренции с новым супермаркетом, который находится в этом же доме.
Таковы законы рынка. А покупателю - ему плевать. Ему надо, чтобы было дешевле.
Я как-то уже рассказывал, что в начале "десятых" у меня неплохо получалось с ведением своих собственных сайтов, где я размещал контекстную рекламу и получал приблизительно среднюю зарплату по стране. Но уже к середине "десятых" мне стало понятно, что мой маленький "бизнес" просто не выдержит конкуренции с появившимися крупными порталами в той же тематике.
Так оно и произошло. И это произошло не только с моими сайтами, а со всеми "личными сайтами" других вебмастеров, которые были в поле моего внимания.
Я читал многих "гуру" в вебмастеринге. Спустя 8 лет нашел их блоги в Интернете и увидел, что там также лишь пролетает "перекатиполе". Все гуру ушли в другие интернет-сферы.
Что характерно, сейчас те крупные порталы также быстро теряют аудиторию (я анализировал с помощью специальных сервисов). Куда от них уходят люди? В еще более крупные сайты и приложения - в ВК, в Дзен, в Ютуб, в Телеграм и в некоторые другие.
А это всё просто объясняется - наш Интернет постоянно меняется. В нулевых был один, в десятых - другой, в наших двадцатых - он вот такой. В принципе, неплохой. Если раньше он был для "избранных", то сегодня совершенно любой человек - хоть с телефона, хоть с компьютера, хоть с тапка, хоть с пылесоса, хоть через тамагоччи может зайти в Интернет и оставить там свой след.
И вроде бы мне, как жителю села (где сложнее найти работу, нежели в городе), можно смотреть в бескрайние степи Интернета и стараться там закрепиться. Но в таком "бизнесе" есть тоже свои нюансы. Самый главный из них - не всё в Интернете является "частной собственностью", за которую можно не переживать. К примеру, мне не принадлежит даже этот канал. Мне просто дают возможность использовать возможности платформы. В любой момент эту возможность могут просто прикрыть по разным причинам. Или, например, сильные юристы могут "отжать" любой понравившийся домен у простого "частника".
Другое дело, что можно сформировать вокруг себя "аудиторию", которая последует и на другие ресурсы, чтобы узнать "чем там дело закончилось". Но дело это сложное, дело это "с особенностями".
Короче, стабильности нет.
Но каждый выбирает свою дорогу.
- У меня душа лежит ..., - говорят некоторые люди про свое дело.
Так и есть. Если "душа лежит", то можно заниматься и той деятельностью, которая относится к группе риска.
А другой человек скажет:
- Нет уж. Я лучше буду на своей работе на стуле сидеть, чем бояться, что вся моя деятельность "в бизнесе" пойдет коту под хвост.
Тоже верное мнение.
Но что лучше?
Лучше считать цыплят по осени.
Прошло 10 лет, увидел свои результаты, сделал выводы:
- Так это я правильно сделал, что 10 лет назад ... (тут должен быть глагол совершенного вида)
Или наоборот:
- Да зачем я вложился в этих цыплят, если они даже плавать не умеют? Надо было покупать утят.
Я так думаю.
Любое дело у нас имеет определенный риск. Всё может получаться, а дела будут идти только в гору. Но вдруг в один прекрасный момент что-нибудь случится и всё - можно расстаться у разбитого корыта. Хорошо, если еще долгов нет.
Короче, за много лет никакое я себе дело не придумал. Буду продолжать осваивать целинные поля Интернета, так как здесь можно реализовать не только свою энергию, но и знания, которые в обычной жизни трудно приспособить в нужное место.
Именно такие мысли приходят в голову, когда шагаешь через поле, через лес прямиком в Страну Чудес.
"Ведь с нами солнце и луна, шум дождя и тишина, Под ногами мать-земля,ночью песни у огня Все смеются, вот те крест, Где же ты страна чудес ... " - пел в 90-е Сергей Галанин. Помните такого?