Найти в Дзене
Авто новости

Как правильно охлаждать салон автомобиля в жару

Оглавление

Если зимой перед большинством российских водителей стоит задача быстрого и правильного прогрева двигателя, то летом ситуация обратная — как охладить салон, который превратился в сауну после стоянки под солнцем? И вопрос этот встаёт вне зависимости от географического положения автомобиля. Рассказываем, почему перегрев салона — это плохо и как быстро его остудить

Чем опасен сильный нагрев автомобиля

В южных странах, где «плюс 40» в тени — обыденность, автомобили тёмного цвета под прямыми лучами солнца нагреваются так, что прикосновение к дверной ручке может вызвать самые настоящие ожоги. В средних широтах такого накала не бывает, но температура внутри автомобиля запросто может достигать 60–70 градусов по Цельсию. И это тоже намного выше безопасного порога. При таких температурах, например, готовят продукты модным методом sous-vide.

Первая и главная угроза нагрева — тепловой удар для людей и животных, оставленных даже на короткое время в запертом автомобиле без кондиционирования. Но и плохой обдув в движущемся автомобиле тоже опасен — сильная жара на человека воздействует так, что его реакции замедляются.

-2

При сильном нагреве возрастает риск взрыва любых ёмкостей, в которых находятся жидкости или газы под давлением, — зажигалок, аэрозолей и даже пластиковых бутылок с сильногазированными напитками. И если взрыв двухлитровки со сладкой «шипучкой» грозит максимум химчисткой салона, то зажигалка — это уже маленькая осколочная граната. А разрыв бытового баллончика с лаком для волос или газом для заправки зажигалок — прямая угроза возгорания. Поэтому не храните летом в машине такие баллоны или автохимию. Популярная у автолюбителей смазка WD-40, например, допускает хранение при температурах не выше 50 градусов по Цельсию. Эта рекомендация относится и к любым огнеопасным жидкостям, очистителям, присадкам и растворителям. Им не место ни в салоне, ни в багажнике машины.

Угрозу здоровью представляет также употребление лекарственных препаратов и скоропортящихся продуктов, переживших сильное тепловое воздействие. Отравление теми и другими может быть очень тяжёлым. Термопакеты, кстати, не панацея — они хороши лишь для глубоко замороженных продуктов. Лучше использовать термосумки и помнить, что срок их эффективной работы на жаре несколько раз короче, чем при комнатной температуре. В качестве простейшего индикатора перегрева продуктов и лекарств можно использовать обычные шоколадные конфеты — если они потеряли форму, то термосумка уже не может защитить содержимое от жары.

Наконец, многие водители наверняка замечали, насколько усиливаются неприятные «полимерные» и «клеевые» запахи в салоне после стоянки под солнцем. Материалы обивки при нагреве начинают активно источать разные органические соединения и токсичные пары, которые в больших концентрациях как минимум не полезны.

Как не надо охлаждать салон после стоянки

Какие только способы ни придумывают особо находчивые автолюбители, чтобы ускорить охлаждение автомобиля. Безусловно, изучение и применение коллективного опыта даст определённый эффект, однако многие из них могут быть вредны или даже опасны.

Совет оставить люк в «безопасном», слегка приподнятом состоянии хорош ровно до тех пор, пока погода резко не поменяется и на улице не начнётся дождь. И проблема даже не в количестве попавшей в салон воды (её может быть мало), а в том, что она проникает туда, куда не надо. Например, портит обивку потолка.

Совет открывать для проветривания все двери настежь работает только на открытых безлюдных пространствах в безветренную погоду. При иных обстоятельствах это способно создать помехи другим автомобилям, аварийную ситуацию или привлечь внимание воров.

Предложение проехаться с открытой багажной (пятой) дверью для быстрого проветривания чревато не только риском лишиться части багажа. Дверь цепляет низко свисающие ветки, будет болтаться под действием набегающего воздуха и на неровностях, что может привести к повреждению её петель и упоров. Ну и в целом это запрещено.

Если вы едете без пассажиров на машине, у которой нет электро­стекло­подъёмников, не стоит открывать все окна — иначе вы не сумеете оперативно среагировать и закрыть их, если на пути попадётся пыльный участок дороги или просто чадящий грузовик.

Разбрызгивание воды на раскалённые части салона грозит не только испачканной салонной обивкой (пыль, смоченная водой, оставит на панелях разводы). Куда хуже, если вода попадёт в кнопки управления электрооборудованием и приведёт к сбоям в работе бортовой электроники.

Что делать, если салон перегрелся

Первым делом — проветрить салон, выгнав из него раскалённый воздух. Но не делайте так, как советуют на форумах, — в открытый всем ветрам салон полетят грязь, пыль и растительная пыльца, а распахнутые двери могут затруднить движение транспорта или пешеходов. Когда ситуация позволяет, то достаточно приоткрыть двери лишь с подветренной стороны, а с наветренной — приопустить окна. Не пройдёт и минуты, как горячий воздух покинет салон. Если в автомобиле можно открыть люк, то этот процесс пойдёт ещё быстрее — даже школьники знают, что горячий воздух старается подниматься наверх.

Однако детали интерьера будут остывать намного дольше. Поэтому одновременно с проветриванием нужно запустить двигатель и установить максимальный обдув, чтобы остудить каналы вентиляции. Самые накалённые детали пластиковой и кожаной обивки можно протереть мягкой текстильной салфеткой, смоченной обычной водой: испаряясь, влага охлаждает поверхность. И не выбрасывайте влажную салфетку после этой процедуры — если её уложить на разогретую панель или подлокотник (словно для сушки), то за счёт интенсивного испарения влаги она обеспечит дополнительный охлаждающий эффект.

Дальше порядок действий зависит от того, какая климатическая система стоит в вашем автомобиле. Если кондиционера нет вообще, то лучшая тактика — просто отправляться в путь. Перед этим желательно обильно полить лобовое стекло прохладной водой. Если воды нет, то после начала движения несколько раз облейте стекло из штатного омывателя.

В автомобиле с простым кондиционером тоже не стоит затягивать с отправкой в путь. Мощность недорогих климатических систем, как правило, невысока — стоя на месте, ждать прохлады придётся долго.

Другое дело – автомобили с мощными, но не слишком продвинутыми одно- или двухзонными системами климат-контроля. Но делать так, как рекомендуют некоторые эксперты, — установить температуру в «Lo» и оставить вентилятор включённым на полную — не надо. Из-за большой разницы температур между ледяным потоком воздуха из дефлекторов под лобовым окном и раскалённым стеклом последнее может лопнуть. Поэтому сначала поступающий воздух лучше направить в нижнюю часть салона, а затем вообще вернуться в режим «Авто», в котором климатическая система самостоятельно выберет оптимальный режим.

Лучше всего — владельцам дорогих автомобилей с продвинутыми многозональными системами климат-контроля и с вентиляцией в сиденьях. Сначала — проветриваем салон, как было описано выше, и запускаем мотор. Затем закрываем двери и окна, включаем на максимум вентиляцию сидений, а климатическую установку переводим в режим AC Max (активировать его при открытых окнах или люке нецелесообразно — умная автоматика может заблокировать работу охладителя). Покидаем автомобиль и ждём несколько минут в тени. Как правило, за это время система успевает продуть салон кондиционированным воздухом и слегка охладить обивку сидений. Единственной проблемой остаётся разве что горячий руль. Вспоминаем про смоченную водой салфетку...

Как предупредить сильный нагрев автомобиля

Но лучше задуматься об охлаждении салона ещё до того, как он начал нагреваться. Всем автолюбителям известно, что комфортная температура внутри автомобиля, который простоял в тени, устанавливается в разы быстрее, чем у того, что остался под прямыми лучами солнца. Вот почему так важно заранее озаботиться тем, как избежать или хотя бы как-то уменьшить нагрев машины.

Прежде всего, надо задуматься о выборе места для парковки. Если вы видите возможность поставить автомобиль под какие-либо объекты, то примите в расчёт и то, что тень от них всего за пару часов уйдёт на другое место. Если, скажем, вам нужен прохладный автомобиль к выезду утром или к полудню, то оставляйте его на ночь с западной или с северной стороны дома. Владельцам своих домов или дачных участков стоит соорудить хотя бы простенький навес или тент над парковочным местом. Или разбить временную стоянку под имеющимся естественным укрытием от солнца. Только помните, что тени под крупными раскидистыми деревьями — не самое лучшее место для парковки при вероятности штормовых ветров.

На форумах автолюбителей-южан часто звучит рекомендация покупать автомобиль белого или серебристого цвета, со светлым салоном и желательно с термоизолирующим остеклением. Но что делать обладателям тёмных машин с чёрным интерьером в самой неприятной (и самой распространённой) ситуации, когда все тенистые места уже заняты? Здесь тоже можно кое-что предпринять.

  • Первое
  • : содержите кузов в чистоте. Грязь и пыль на его поверхностях приводят к увеличенному поглощению тепла. В идеале — покрыть автомобиль защитным покрытием, чтобы кузов сильнее блестел. Ведь так он лучше отражает не только свет, но и лишнее тепло. Про такие покрытия мы уже рассказывали.
  • Второе: используйте раскладной светоотражающий экран под лобовым стеклом. Но эта штука эффективно работает лишь в том случае, если вы паркуете автомобиль носом к солнцу. Кроме того, с экраном передняя панель медленнее стареет и меньше источает «пластмассовые» запахи.
  • Третье: закажите специальную атермальную или светоотражающую тонировку. На окнах, где разрешена любая плёнка, используйте самые эффективные материалы, отражающие до 90% тепловой энергии. Лобовое стекло и передние двери по правилам могут быть только слегка тонированными, но даже это даёт эффект.
  • Четвёртое: владельцам автомобилей с чёрным салоном имеет смысл подумать о летних чехлах светлого цвета. Это не только снизит температуру на поверхностях кресел до терпимого уровня, но и защитит материалы обивки от выгорания.
  • Пятое: установите дефлекторы на окна и оставляйте автомобиль со слегка приоткрытыми окнами. Даже небольшая «сквозняковая» вентиляция снижает температуру в салоне.
  • Шестое: содержите в порядке систему кондиционирования — от этого сильно зависит её эффективность. Важно, чтобы конденсор (радиатор) кондиционера был чистым и беспрепятственно обдувался воздухом, а давление хладагента в системе было в норме. И лучше проверить всё это до наступления жары, ещё при подготовке автомобиля к летнему сезону.