Неоднократно слышал мнение о футболе: 22 дурака пинают мяч, какой смысл? Только вот, чемпионат мира или Европы, смотрят миллионы фанатов. Про иные виды спортивной деятельности можно встретить похожие комментарии.
Спорт давно стал средством развлечения и частью массовой культуры. Бокс, футбол, хоккей и другие виды спортивных состязаний- имеют огромное количество как поклонников, так и противников данных мероприятий. Но что же лежит в основе интереса к спорту?
Чтобы ответить на вопрос, потребуется заглянуть в историю такого феномена как спорт. Затем рассмотреть детальнее то, что видит конечный потребитель, называемый зритель. Потом можно и кинематограф по теме спортивных баталий обсудить. Планирую цикл статей о драматургии спорта.
Бывают поединки, матчи, схватки, которые иногда бывает интереснее смотреть чем фильмы. Есть желание «порыться» в этой теме. Пойдём по хронологии зарождения спорта.
5 теорий возникновения спорта:
1. Магическая
2. Теория войны
3. Трудовая
4. Теория излишней энергии
5. Теория игры
Магическая теория- в результате повторения магических двигательных действий (танцы, имитация охоты и т.д.).
Теория войны- подготовка к военным действиям.
Теория труда- в процессе и в результате труда, человек приобретал необходимые навыки и умения в беге, прыжках, метаниях, лазанье, развивал в себе физическую силу, выносливость, ловкость, сообразительность.
Теория излишней энергии- был некий запас еды, вследствие этого, у человека появилось лишнее время и возможность тратить избыток энергии.
Теория игры- трудовые процессы возникли из игр животных, не делая при этом различий между игрой животного и игрой человека.
В родовом обществе зародились различия в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики и юноши играли в охотничьи и военные игры, устраивали погони, засады. Девочки и девушки занимались играми, танцами, упражнениями, отражающими быт и труд женщин. Физическая культура с элементами спортивных упражнений постепенно стала частью общей культуры древнего человека.
Появление частной собственности привело к разложению родового строя. Военные вожди и родовая аристократия начали уделять военно-физическому воспитанию больше времени и внимания. Физическое воспитание приобретало все большую военную направленность.
Жизнь общества концентрировалась в мужских домах, при которых имелись дома молодежи.
Свой авторитет и власть знать нередко укрепляла лучшей военно-физической подготовленностью и победами в состязаниях. Физические упражнения и игры как средство военно-физической подготовки аристократии все чаще проводятся в форме публичных общественных состязаний.
Описаны общественные состязания греческой родовой аристократии в борьбе, кулачном бою, метании копья и диска, беге, стрельбе из лука, скачках на колесницах.
В Месопотамии ценились меткая стрельба из лука, борьба на поясах, кулачный бой, искусство вождения колесницы, охота. Известны ритуальные состязания, проводившиеся в честь бога Мардука.
В VI–V вв. до н.э. в Египте имелись помещения для занятий физическими упражнениями и для проведения состязаний.
В Древней Персии существовали школы, в которых детей обучали верховой езде, стрельбе из лука и метанию дротиков.
В системе воспитания рабовладельцев широко применялся соревновательный метод- состязания по фехтованию, верховой езде, скачках на колесницах, выступления на праздниках и смотрах.
Древняя Греция
Спарта. До 7 лет дети воспитывались в семье. В этот период детей приучали не бояться темноты, не плакать, закаляли. С 7 до 18 лет молодые спартиаты находились в государственных воспитательных учреждениях, где занимались в основном физическими упражнениями. Их закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. Важное место занимали упражнения в метании копья и диска, в беге, борьбе, прыжках, а также охота на диких зверей. Много времени отводилось пению хоровых песен, музыке, танцам. Юноши 18–20 лет зачислялись в отряды эфебов, где продолжали физическую и военную подготовку. Затем их определяли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до старости.
В Спарте было выстроено физическое воспитание девушек. Они должны были бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении.
Афины. Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. Затем мальчиков отправляли в школу, а девочек продолжали воспитывать дома. С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. В возрасте 16 лет юноши обеспеченных родителей после окончания занятий в мусической и гимнастической школах поступали в гимнасий. С 18 лет молодых афинян определяли в государственную военную организацию – эфебию. В отрядах эфебов они в течение двух лет несли военную службу. На первом году эфебы занимались гимнастикой и изучали военное дело. На втором году они, вооружившись щитом и копьем, охраняли границы страны.
Если по данным периодам развития спорта есть дополнения, буду рад увидеть комментарии. Тема очень обширная.