Найти тему

Как отличить старую рухлядь от объекта культурного наследия

Это вопрос, поступивший от читателя. На самом деле, как?

Начну с того, что вопрос задан несколько некорректно. Термин «объект культурного наследия» слишком обширный и из юридической плоскости. В этой плоскости вы ответов не найдете. Лучше говорить о памятнике архитектуре, памятнике истории и культуры.

А лучше начать с основ русского языка. Мне очень легко говорить про русский язык, т.к. я изначально карел и могу прикинуться про «очень сложный язык» и надо толковый словарь. Толковый словарь аккуратно поясняет, что слово «памятник» происходит от слова «память» и в нашем конкретном случае эта память связана с материальной и с эфемерной (нематериальной) культурой.

Например, стоит рухлядь в лесу и там жил известный, уважаемый человек Александр Сергеевич Пушкин. Или в рухляди жил не менее известный Петр Алексеевич Романов. В данном случае слово «памятник» выстраивается вокруг ауры, значимости человека и не важна архитектура от слова совсем. Это первый крайний случай.

Домик Петра Алексеевича Романова, то бишь Петра Первого
Домик Петра Алексеевича Романова, то бишь Петра Первого

Второй крайний случай – шедевр архитектуры типа Преображенской церкви в Кижах. Никто не знает ничего про строителей, да и не важно, тоже от слова совсем. Сам памятник прекрасен.

Но это крайние случаи. Основная масса рухляди находится где-то посерединке и не может быть однозначно промаркирована словом «памятник».

В деревне Ямка есть два памятника с интересной историей. Один памятник безусловно относится к шедеврам архитектуры и называется «дом Павла Тимофеевича Ананьева», а второй «дом Березкиной». Оба объекта из деревни Грязная Сельга (потом коммунисты поменяли на Красная Сельга) и изначально планировалось перевезти в музей только один дом Ананьева, который красивый.

История заключается в том, что после войны опустела деревня и дома стояли в заброшенном состоянии. Можно было брать любой дом (при условии покупки, естественно) и везти в музей как раз в качестве рухляди для дальнейшей реставрации. Посмотрели-огляделись в этой деревне архитекторы и выбрали для перевозки один дом. На остальные дома даже не заглядывались. Но не все так просто. Жила в этой деревне (ну как жила, приезжала иногда) Клавдия Березкина и знала про музей «Кижи» и про планы перевезти в музей дом Павла Тимофеевича. И подарила она свой дом реставраторам со словами: «Заберите и мой дом, все равно сил нет его содержать, да и не живет в нем никто. А так хоть людям память останется. Денег не надо».

Дом Березкиной в левом углу фото, одноэтажный на высоком подклете
Дом Березкиной в левом углу фото, одноэтажный на высоком подклете

Вот, вместо одного приехали на остров сразу два дома. Один по плану, второй от души, от Клавдии Березкиной. Строго говоря один дом памятник архитектуры, а второй? Второй дом ни разу не памятник архитектуры, он памятник человеческой христианской души. Со временем дом в новой деревне прижился, к нему привыкли и забыли (а может и не знали) эту историю.

Подобная история была еще с одним домом, который притащили на остров в довесок к основному объекту. История там более туманная, пока не распутал. Сейчас готовится проект реставрации на этот дом.

Далее. Надо четко понимать, что раньше никто и никогда не строил специально памятники, а строили обычные жилые дома, амбары, риги, мельницы и т.д.

По мере износа могли все это деревянное добро распилить на дрова и сжечь в своей же печке. Именно так получилось с домом Тита Серова. Безвозвратно пропали: амбар, мельница, баня и другие постройки с усадьбы, а сам дом наполовину сожгли в печи самого же дома. И осталась только одинокая жилая часть от некогда грандиозного дома-комплекса и усадьбы.

Тут два пути. Либо списать дом в дрова и дожечь остатки, либо сделать из дома со 150-летней историей памятник архитектуры. Какой выберете вы?

Дом Тита Серова до реставрации. Памятник или рухлядь?
Дом Тита Серова до реставрации. Памятник или рухлядь?

Коллективный разум выбрал сложный путь по простой причине – коллективному разуму не работать. Тут можно вспомнить весь звездный состав реставраторов, которые сделали из старых дров полноценный памятник и отдали объект обратно коллективному разуму.

Дом Тита Серова в процессе реставрации
Дом Тита Серова в процессе реставрации

Практически почти все, что вы видите в музее «Кижи» изначально было в очень печальном состоянии в виде строительной рухляди или очень ушатанных и потертых временем построек.

Я понимаю, что даже близко не приблизился к ответу на вопрос. Потому что ответ многоуровневый и надо разбирать поочередно, по каждому уровню.

Итак:

1. Явный шедевр (сами нутром почувствуете)

2. Сами назначили памятником случайным образом

3. Объект, где была легендарная личность (вам расскажут)

А далее обращайтесь к архитекторам и искусствоведам. Именно они выявляют типичные для конкретной местности наиболее интересные объекты и рекомендуют их назвать памятниками.

Однако, существует теоретическая возможность сделать новодел, полностью повторив все исторические приемы. Грубо говоря сделать копию памятника. Будет ли эта постройка памятником? Не спешите отвечать, лучше послушайте.

В свое время один архитектор сделал деревянную ограду вокруг одного из погостов. Сам он ничего не выдумывал и сделал компиляцию из деталей трех известных оград. Чистейшей воды новодел с повторением уже известных архитектурных форм и приемов. Со временем данная ограда превратилась в объект культурного наследия федерального значения. Как так?!!

Все очень просто. Эта ограда – ограда Кижского погоста. Одни люди предложили сделать её памятником, а вторые люди с этим согласились. Все очень субъективно. Тем не менее, подтверждается факт, что памятниками не рождаются, памятниками становятся. И если вы сегодня стоите и смотрите на какую-то рухлядь (или новодел), то не факт, что через 10 лет вы не будете стоять перед ОКН федерального значения. Главное обосновать включение рухляди (или новодела) в список памятников.

Вот ограда
Вот ограда
Вот чертежи ограды
Вот чертежи ограды

А обосновать можно все. И включение, и даже исключение с повторным включением. Бывают и такие приколы на практике.

И еще. У каждого дома, у каждой семьи есть своя история, своя память. Не стоит себя утруждать поисками шедевров (они уже все найдены, кстати), а лучше искать интересные истории вместе с домами.

У музея «Кижи» есть интересная история, которая полная чепуха, но люди верят. Они хотят верить в то чудо, что Кижи построены мастером Нестором (сверхсила), который посмотрел на творение своих рук и изрек «не было и более не будет такой красоты» (что чистая правда) и выкинул свой топор в озеро (ну это вообще вселенские понты). В этом рассказе есть все! Все сказочные и былинные персонажи собрались в этой короткой истории и зашли в глубину вашего личного понимания-желания мира. А уж на самом острове вам еще таких историй расскажут, ыыых!

-8

Если отвечать дословно на вопрос «Как отличить старую рухлядь от объекта культурного наследия?», то можно сказать следующее. Если на постройке есть табличка «Охраняется государством», то это ОКН, если такой таблички нет, то это старая рухлядь.

Но! У вас есть прекрасный шанс оставить свой след в истории и сделать прекрасный ОКН из остатков, старой рухляди. В этом нет ничего сложного, если вы прочитаете статью еще раз. Удачи!

P.S.

Одного художника спросили:

- Как можно понять, хорошая ли картина или плохая?

- Все очень просто, нужно посмотреть миллион картин.