Написала о светофорном дереве и подумала:" А зачем оно?" Историю его создания никто не помнит, а идея, вложенная в эту инсталляцию, малоинтересна. Только автомобилистам глаза слепит. И вспомнилось мне другое дерево - карильонное, установленное в Кошице, Словакия.
Мы привыкли к колокольному звону и не задумываемся о том, почему и в чью честь он звучит.
А ведь церковный звон – не для концертов! Колокола во все времена были духовным свидетельством, символом в бронзе, а колокольный звон - символом в звуке. Его недаром называют "голосом церковным". Церковные колокола никогда праздно не вещали, а звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики. Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом.
Так почему же каждый полдень вот уже несколько столетий подряд звучат европейские колокола?
А дело вот в чём.
В XV веке над Европой нависла грозная опасность турецкого нашествия. Новость о падении Византийской империи повергла в ужас весь христианский мир. Теперь Венгрия стала единственным барьером, защищавшим Европу от турок, а ключом к Венгрии была крепость Нандорфехервар (Nándorfehérvár), прикрывавшая южную Венгрию. В 1456 году султан Мехмед II, собрав большие силы, устремился туда.
Римский папа Каликст III в папской булле от 29 июня 1456 года обратился ко всему христианскому миру с призывом присоединиться к крестовому походу против турок. Он также призвал верующих каждый день горячо молиться о помощи небесных сил в победе над захватчиками и успехе крестового похода.
4 июля началaсь вражеская осада крепости. 22 июля произошёл решающий бой, в котором казавшееся непобедимым турецкое войско потерпело сокрушительное поражение.
До многих европейских городов счастливое известие о победе венгерской армии над турками пришло почти одновременно с новостью об оглашении папской буллы. А в Вене и Буде о победе узнали даже раньше, чем о послании римского папы Каликста III.
Многие посчитали, что полуденный колокольный звон раздаётся во славу победы Яноша Хуньяди и его армии.
Каликст III немного позже изменил текст буллы, заменив слова о молитве за успех крестового похода словами благодарения Всевышнему за помощь в победе над турками. Через год после великого сражения Каликст III объявил 6 августа – день, когда пришло известие о победе христиан, церковным праздником (Urunk színeváltozása).
Так как полуденный звон связан с венгерской историей, для венгров он стал национальным символом, и транслируется также по радио и телевидению.
Но вернемся к достопримечательности, которую можно даже не заметить, не зная о ее точном местоположении. Это кошицкий карильон – 22 колокола, закрепленные на одной основе, которые приводятся в действие с помощью специального механизма. Этот музыкальный инструмент сделан в соответствии с дизайном уже покойного кошицкого мастера Петра Сцеранко и символизирует 22 района города Кошице. Колокола для карильона были отлиты в мастерской Дитриха в Бродке-у-Прерова. Впервые карильон прозвучал на праздновании Дня города Кошице в 1997 году. Тогда одновременно с ним запустили и отреставрированный Поющий фонтан, который долгое время не работал.
На кошицком карильоне можно увидеть рельефы гербов города, выдавленную дату производства памятника и обозначения тонов колоколов. Общий вес колоколов достигает 1400 кг. Самой большой инструмент диаметром 70 см и высотой 69 см весит 230 кг. Есть среди двух с лишним десятков колоколов и совсем малютка – колокол, весящий всего 6 кг. Его диаметр равняется 21 см, а высота – 20 см. Карильон работает не только по праздничным дням, его включают также вечером для развлечения публики.
Это металлическое дерево не слепит глаза как "Светофор", зато его звуки, хоть и не связанные с такими значимыми для всей Европы событиями, как вышеописанные, проникают в душу...
источник https://dzen.ru/a/ZUdKSOrRtjkmHyAE, https://mila-hunguide.livejournal.com/131627.html
фото в открытом доступе