Привычный нам онлайн калькулятор, который есть на сайте «Почты России» и любой транспортной компании (логисты наши постоянно стоимость доставки и страховки считают) еще не так давно существовал в виде таблиц. Покопавшись в памяти вспомнил, как в Советские времена отправлял бандероль и сотрудница почты после взвешивания стоимость определяла, заглядывая в какую-то бумажку.
Музей связи им. А.С.Попова, свои экспозиции периодически обновляет, этот необычный агрегат я увидел в первый раз, и пройти мимо просто не мог. Нравятся мне такие девайсы - в детстве арифмометр «Феликс» разобрал, а от выставки по теме «Энигмы» и вида самой шифровальной машины вообще был в восторге.
Как следует из таблички, это посылочный таксатор «Палас» и предназначен он для расчета почтовых тарифов для бандеролей.
Рассмотрим нехитрую механику поближе. Ручкой справа устанавливается вес отправления с шагом 100 г., установленный вес видим в визире, выполненном из двух палочек. На одной оси с ручкой расположены ряды цифр с тарифами, которые видны в прорезь Ниже номера тарифного пояса (1-35) смотрим тариф, соответствующий установленному весу.
Вероятнее всего, что цифра в правом краю окошка соответствует диапазону веса (3: 201-300 грамм) Назначение знака в левом краю окошка остается загадкой - что там написано не разобрать, и если изменение происходит с вращением ручки, то никакой полезной информации этот знак нести не может. Предположение о наличии более сложного механизма - рычагов или шестеренок сразу отметаем. Загадочности добавляет надпись, которую не смог прочитать (предположительно «Ключ» или, возможно, «Класс»).
Предположу, что указаны тарифы, установленные с 20 августа 1923 в золотой валюте (червонных копейках). В 1923-28 годах простое письмо до 20 грамм стоило 4-8 червонных копеек, заказное – 6-10 копеек. В бумажные рубли в 1923 г. пересчет велся с коэффициентом 130 рублей за одну червонную копейку.
Список городов, республик и регионов занимает больше половины передней панели и заканчивается на букву «З» («Запорожье»). На Ленинград места бы хватило, а вот Москва могла бы и не поместиться.. Похоже создатель этого творения технической мысли не сразу осознал этот факт, а осознав, огорчился и решил бросить это гиблое дело (вспомнился гениальный слесарь, кустарь-одиночка с мотором В.М. Полесов, вполне в его духе).
Таксатор с загадочным названием «Палас» изделие какой-нибудь кустарной мастерской, на уровень даже самого примитивного промышленного производства того времени не тянет. С другой стороны, работу он мог упростить – можно было пользоваться вместо тарифных таблиц списком тарифных зон, что для работников, имеющих только начальное образование было проще.
Назвать «Палас» памятником науки и техники, вряд ли можно – скорее приметой своего времени, своего рода курьёзом, напоминающим некоторые изделия кооператоров конца 80-х.
В 1926 г. Наркомпочтель (Народный комиссариат пост и телеграфов, нарком И.Н.Смирнов) поставил задачу «начать механизацию почтовых отделений связи», и уже через год на Московском почтамте появилась первая установка для механизации сортировки посылок. В стране начиналась индустриализация, время кустарей-одиночек заканчивалось.
Ниже пара фотографий из почтовых отделений Ленинграда в 1920-е годы. "Палас" сюда явно не вписывается. А вот гражданин Полесов впарить его на Старгородскую почту вполне мог бы.
P.S. Слесарь-интеллигент Виктор Михайлович Полесов - персонаж романа И.Ильфа и Е.Петрова "Двенадцать стульев", написанном в 1927 году, и фильмов М.Захарова и Л.Гайдая.