Изучение резонанса и качества голоса, несомненно, важно при изучении классического вокала. Я уделяю этим понятиям несколько меньшее внимание, обучая моих студентов по программе музыкального театра в Обернском университете. По моему опыту, главными преимуществами работы над резонансом являются усиление голоса и способность изменять тембр. Усиление голоса не имеет решающего значения для артиста музыкального театра из-за повсеместного использования микрофонов. С другой стороны, для музыкального театра важно умение варьировать различные качества голоса. Я предпочитаю слово «тембр» или даже более обобщенный термин «звук», но я использую оба термина взаимозаменяемо с термином «качество голоса».
В процессе обучения артиста музыкального театра вокальные функции развиваются параллельно с актёрской игрой. Певцы учатся издавать звуки, выражающие особые эмоциональные состояния, подбирая тембры, соответствующие этим конкретным состояниям. Например, певец может использовать субтон, чтобы выразить удивление, или резкость, чтобы выразить отчаяние. Различные тембры возникают в результате сознательной настройки определённых элементов вокальной функции. Субтон появляется из-за увеличения потока воздуха и уменьшения смыкания голосовых связок. Резкость достигается за счёт формирования речевого тракта для усиления гармонической активности на высоких частотах, что может быть достигнуто за счёт модификации гласных или формы глотки. Разработка полной палитры выразительности требует глубокого понимания вокальной функции и того, как корректировать определённые её элементы. Для освоения этого требуется много времени, но это жизненно важно для выразительной актёрской игры и умения рассказывать истории.
В наши дни репертуар музыкального театра мало связан с Гилбертом и Салливаном, гораздо больше – с эстетикой поп- и рок-музыки; звук по умолчанию – это «нетренированный» голос, в котором резонанс ограничен тем, что характерно для повседневной речи. Такого резонанса на уровне речи достаточно в музыкальном театре благодаря использованию микрофонов. Певцы, едва владеющие голосом, могут звучать довольно мощно благодаря высокочувствительным микрофонам в сочетании со сложными аудиосистемами. Индустрия музыкального театра требует от певцов высокой степени вокальной выносливости: часто им нужно выступать по 8 раз в неделю. Чтобы не переутомиться, певцы сводят к минимуму вокальные усилия и опираясь на поддержку аудиосистемы. Это означает, что певцы музыкального театра могут сохранять громкость от малой до средней и при этом достигать удовлетворительной выразительности.
Время от времени я сталкиваюсь со студентами, которые устают от того, что поют слишком громко, как правило, в большом зале без помощи микрофона. Вероятно, они руководствуются старым добрым стремлением «послать голос». Эта ошибочная фраза – театральный эквивалент «пойте диафрагмой». Когда студентов просят «послать голос», они начинают петь громче, увеличивая приток воздуха к гортани, что приводит к усталости голосовых связок. Я помогаю им найти звук, естественным образом усиленный (не форсированный) путём изменения формы речевого тракта. Увеличение громкости за счёт оптимальной формы речевого тракта часто требует меньших усилий, чем увеличение громкости за счёт повышения подсвязочного давления. Преобразование обычной формы речевого тракта в оптимальную может быть достигнуто за счёт изменения произношения гласных, а иногда и за счёт изменения «направления». Я не люблю использовать этот термин, так как он не функционален (звук на самом деле не может быть направлен в маску или куда-либо ещё). Однако, если студент сможет найти оптимальную форму речевого тракта, представив, что звук направляется/посылается в маску, я буду поощрять его использовать эту тактику. Студенты должны делать всё возможное, чтобы улучшить функцию усиления резонанса, а не увеличивать давление воздуха в попытках сделать звук громче. Цель состоит в том, чтобы повысить эффективность вокала при одновременном снижении усилий.
Хотя термины «резонанс» и «качество голоса» часто используются в контексте классического вокала, в этих понятиях есть элементы, которые важны при обучении артистов музыкального театра. Обогащение или окрашивание звука является наиболее важным элементом резонанса для студентов, изучающих искусство музыкального театра, потому что это позволяет им более выразительно играть, используя все возможности своего голоса.
По материалам: «Resonance And Voice Quality In Musical Theatre Voice Training»; Elizabeth Ann Benson, DMA
Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK