Цель этого материала - показать читателю на реальных документах боевую ценность финских войск в наступательном бою в период Великой Отечественной, когда им действовать пришлось не на своей территории и без опоры на сложный рельеф местности с долговременной фортификацией. Разница с Зимней войной бросается в глаза. А то сказок тут насочиняли "знатоки истории" столько, что родные наши былины про Илью Муромца кажутся просто сухими отчетами архивистов. Всегда удивляло это низкопоклонство перед противником и заранее пренебрежительное отношение ко всему отечественному. Откуда корни этого отвратительного явления растут, сказать сложно однозначно, как -нибудь отдельно поразмыслим, а пока перейдем к теме статьи.
Итак, лето 1941. Финны полезли через нашу границу, выждав для приличия несколько дней после нападения Германии и заявив, что это типа "война-продолжение". Полезли, будучи уверенным, что основные силы РККА отвлечены на противодействие германскому вторжению и мечта о "великой Финляндии" вот-вот станет реальностью, но получили практически сходу от пограничников, усиленных частями прикрытия госграницы, что называется, по полной программе.
Наш рассказ опирается не на воспоминания очевидцев, записанные через 50 лет, а на документ. Вот на этот:
Журнал записей боевых действий 5-го Краснознаменного пограничного отряда НКВД СССР с 22 июня по 29 сентября 1941 г. (ЦПА ФСБ России. Ф. 255. Оп. 12. Д. 938. Л. 19-40)
В комментариях постоянно вылезают знатоки секретного делопроизводства и шрифтов печатающих машинок, не знающие, например, что НКИД имел собственный (ведомственный) гриф секретности, не использовавшийся в других ведомствах, а приказы иногда отпечатывали не на машинке, а типографским способом. Специально для них сообщаем, что текст оригинала содержит много корявых оборотов, ошибок и пр. - это свидетельствует о его подлинности. "Начисто" перепечатанные в 1946 году ЖБД некоторых образцово-показательных частей выглядят совсем по-другому.
Ниже первый лист документа:
Боевые действия для пограничников на этом участке госграницы начались 29 июня 1941 года...
В 1 час 40 минут ночи на участке заставы №4 в районе между 247-249 пограничными столбами к хворостяному забору подошла рота финских солдат. По роте было произведено 3 орудийных выстрела, в результате чего на месте оставлено: тяжело раненный солдат финн, 20 шт. ранцев, карта и водка.
Вот таким был первый бой у границы (во всяком случае, на участке 5 погранотряда).
В ответном слове финны начинают обстреливать территорию заставы издалека ружейно-пулеметным огнем, ведут артиллерийский обстрел. С рассветом на участке 8-й погранзаставы они вновь перешли границу, углубившись на нашу территорию на 500 (!!!) метров и начали окапываться. На правом фланге 4-й заставы рота финнов предприняла атаку, но была отбита с большими потерями. Группа лейтенанта Бебякина вела бой непосредственно в городе Энсо (ныне Святогорск).
Энсо финны все-таки заняли, но были выбиты из него силами пограничников, усиленных подразделениями РККА в тот же день.
Применял противник и танки - они пошли в атаку на пограничные заставы. Две подбитые пограничниками машины были идентифицированы как бывшие советские плавающие легкие танки Т-38. В первый же день боев с наземными финскими частями пограничники взяли пленных.
Нарушение связи с заставами - основная проблема первого дня боев. Противник в открытом бою стабильно терпит поражение, его атаки срываются или весьма скромные их результаты тут же нивелируются контратаками пограничников и подразделений (силой до роты при поддержке единичных бронеавтомобилей) РККА. Огонь нашей артиллерии переносится вглубь финской территории, туда же наносит удары наша авиация, действия финской авиации пресекаются огнем частей ПВО, два самолета сбито, один из них упал на нашей территории. Однако, посылаемые для установления связи с окруженными заставами бойцы гибнут или числятся пропавшими без вести.
Если читателя заинтересовал данный документ, ниже ссылка на его оцифровку. Полностью пересказывать текст мы, разумеется, не будем, он достаточно большой.