Найти тему

Бывают ли "плохие" ценности? КПТ

Иной раз нам встречаются утверждения, что "ценности надо выбирать только душой, и на их основе строить жизнь".

КПТ строит свой подход к системе ценностей, как к любому компоненту набора когниций, имеющихся в распоряжении конкретного человека.

Под когнициями понимают всё, чем богат наш внутренний мир: мысли, чувства, элементы восприятия действительности через органы чувств - зрительные образы, звуки, запахи и так далее, - а также суждения, умозаключения, оценки, принципы, привычный набор ценностей - предпочитаемых и отвергаемых, целостные образы памяти, а также стереотипы мышления и действий.

Недавно ко мне поступил вопрос от клиента: "Допустим, ценности не адаптивные. Их меняют или что с ними делают?"

Сами по себе ценности не могут быть неадаптивными. Нарушение адаптации в обществе бывает связано с предпочтением одних ценностей, и отвержением других. Для каждого сообщества набор традиционных ценностей будет свой. И набор нетрадиционных - тоже.

Вот в этом и разбираемся в процессе работы.

Выбор предпочитаемых и отвергаемых ценностей у каждого человека различен и основан на его личном опыте.

Но, например, у дезадаптированных личностей часто встречается предпочтение ценности самостоятельности, независимости и отвержение ценностей иерархии. Разуверился он когда-то в ценности иерархии, подвела она его. Вот он на неё больше и не полагается. Как правило, первой иерархией является семья. Именно дезорганизованная система семьи и порождает недоверие к ценностям закона и порядка.

Маленький человек, столкнувшись со сложностями и противоречиями жизни в обществе, принимает самостоятельные решения - как к этому относиться. Что считать ценным, а что - нет. И такие решения, принятые на фоне отчаяния, могут становиться категоричными суждениями: что хорошо, а что - плохо. Чему следует доверять, а чему - нет. Опасно может быть доверять! У него был опыт!

Взрослому человеку, который уже может позаботиться о себе сам, полезно пресматривать свою систему когниций, и свое отношение к ценностям, в том числе.

Но детский опыт бывает настолько ярко окрашен эмоциями, что продолжает служить "негативным фильтром" для новой информации. И человек продолжает отрицать традиционные ценности, несмотря на то, что в бунте уже нет никакой необходимости. Наоборот, он уже заинтересован в том, чтобы закон защищал его права, и чтобы самодисциплина помогала ему рационально расходовать время.

Но категоричные утверждения звучат в голове, как набат!

В КПТ принято каждое категоричное утверждение подвергать сомнению. Просто отказываемся принимать что-либо слепо на веру. Всё подвергаем проверке логикой и практикой, и статистикой... И потихоньку идем к научной картине мира

Бывает, что люди меня спрашивают: бывают ли "плохие" ценности?

Я благодарна своим собеседникам за интересные вопросы. Это и меня заставляет более четкие формулировки искать.

Думаю, есть люди, которые ценят то, что неприемлемо для других. Например, анархию, или еще что-то подобное. Разновидностей анархизма в наше время множество.

Встречаются и такие высказывания: "ценности - выше разума"; "у тебя есть предназначение, просто найди его", "главное - душа...", и так далее. и тому подобное...

Про душу - это точно не ко мне, и не в КПТ.

Тот, кто пишет, что ценности - выше разума, возможно, сам пока не определился с точными формулировками - что есть ценность, а что есть разум

Как по мне - в детстве прививается определённый набор ценностей, в доречевом периоде, и в то время, когда сам еще неопытный и веришь старшим.

Но опыт тоже много значит. Если те, кто прививает ценности на словах, действуют вразрез с ними - доверия к ценностям не будет, и система ценностей будет формироваться стихийно.

Вот, например, беспризорники, приученные с малолетства воровать, могут считать нарушение норм ценностью, помогающей выживать и сохранять социальную справедливость.

Стратегии выживания - в основе всего!

Но в социуме они бывают очень сложны и неочевидны. Они прикрываются разнообразными "покрывалами" рационализаций и оправданий.

Подобные оправдания - отражение человеком собственного эмоционального багажа, накопленного в течение жизни.

Задача когнитивно-поведенческой терапии в работе с системой ценностей, сложившейся у конкретного человека, - помочь человеку разобраться:

- как формировалась у него эта система, исторически, на протяжении жизни;

- из какого набора верований она состоит;

- и что с нею дальше делать, чтобы было легче жить.