В 1937 году в Париже прошла Всемирная выставка. Борьба за главный приз развернулась между павильонами Германии и СССР. Они даже располагались друг напротив друга.
Советский павильон был построен так, чтобы чувствовалась некая скорость. В конструкции кровли читалась диагональ снизу вверх. Павильон сравнивали с несущимся вперёд кораблём. Верх композиции венчала скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Кстати, этот монумент оценивался французской прессой как «величайшее произведение скульптуры XX века». Павильон демонстрировал «расцвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе».
Эту стремительность и вечное движение, по задумке немецких архитекторов, должен был сдержать строгий монументальный и абсолютно вертикальный павильон Третьего Рейха. Его даже построили в форме римской цифры «III». Павильон венчал нацистский орёл, сжимающий свастику в лапах.
У подножья гигантской башни немецкого павильона была установлена скульптурная группа Й. Тораха «Товарищество» и «Семья», чьи гигантские обнаженные статуи как бы смотрели на «Рабочего и колхозницу». Они должны были символизировать мощь Германии.
Призы вручались за самые разные достижения, но главной, конечно, была награда за павильон. Борьба была нешуточная, но в итоге СССР и Третий Рейх поделили этот Гран-при между собой.
Но по «очкам» наши уделали немцев. Гран-при получил и паровоз «Иосиф Сталин» , и комбайн «Сталинец-1», и фильм «Чапаев», станции московского метро «Сокольники» и «Кропоткинская», а также типографские работы Гознака (то есть французы оценили дизайн советских купюр).
Нацистский орёл против серпа с молотом!
2 июня 20242 июн 2024
43
1 мин
1