6,1K подписчиков

Александр Васькин. Призраки оперы. «Но девушки краше, чем в Сормове нашем…» Опера «Мать» Хренникова

«Но девушки краше, Чем в Сормове нашем, Ему никогда и нигде не найти». Так когда-то написал Евгений Долматовский, а Борис Мокроусов сочинил музыку и получилась всенародно известная песня «Сормовская лирическая». Почти сто лет назад Сормово обрело статус города — ныне это район Нижнего Новгорода. Именно здесь разворачиваются события романа Максима Горького «Мать», сюжет которого послужил Тихону Хренникову для создания одноимённой оперы. Композитор даже выезжал на место действия своего будущего произведения, в Сормово. Но откуда пошло столь необычное название? Впервые Сормово упоминается в летописных источниках XVI века. По одной из версий, имя деревни произошло от прозвища одного из ее жителей — Терентия Шуменева по прозвищу Сорома… Бурное развитие Сормова связано со строительством одного из крупнейших в России машиностроительных заводов, известного ныне как «Красное Сормово». Славу активно заработавшему предприятию принесла его продукция, прежде всего, пароходы. К концу 19 века в Сормово проживало уже более 30 тысяч человек, большинство из которых трудилось на местных заводах — механическом, чугунолитейном, судостроительном, паровозостроительном и сталелитейном.

«Но девушки краше, Чем в Сормове нашем, Ему никогда и нигде не найти».

Неудивительно, что к началу 20 века Сормово, превратившееся в крупнейший промышленный центр Российской империи, стало еще и источником серьёзной социальной напряженности. Одна из первых антиправительственных демонстраций в стране произошла именно здесь, 1 мая 1902 года. В тот день, протестуя против невыносимых условий труда и низкой зарплаты, рабочие завода объявили забастовку. Колонны трудящихся вышли на улицы Сормова с лозунгами, направленными против политики царского правительства и самодержавия. Забастовка была жестоко подавлена полицией… Память о событиях 1902 года в Сормово воплотилась в том числе и в опере Тихона Хренникова «Мать», при сочинении которой композитор использовал мотивы революционных песен, звучавших в те дни: «Смело товарищи в ногу», «Варшавянка» и «Марсельеза». Премьера оперы с успехом прошла на сцене Большого театра в 1957 году.