Удивительное, дело, в мире было несколько цивилизаций, в том числе и более крупных и более древних, но именно египетская культура до сих пор оказывает на нас огромное влияние. К примеру, налоги в том виде, в котором они существуют поныне, придумали именно в Древнем Египте.
Три тысячи лет назад, когда первая династия объединила Верхний и Нижний Египет появилась налоговая система. Мощному государству нужны были средства для поддержания системы управления и социального порядка. И скажем так, основной налоговой ставкой было 20% урожая. То есть пятая часть. Но постепенно с усложнением системы налогообложения размер дани с урожая понизился до 1/16 доли. Зато вырос на другие позиции. К примеру, были пошлины с некоторых видов товаров, а так же акцизы на продажу вина, был даже транспортный налог.
Нилометр
Любопытно, что самая первая система налогообложения была прогрессивной. То есть чиновники понимали, что поля имеют разную урожайность. Чаще всего это зависело от того, насколько поле было расположено близко к Нилу. А кроме того на размер "налога" влияла и погода. Нехватка влаги была так же губительна для урожая, как и ее переизбыток, поэтому в годы большого разлива, размер доли, которая шла в государственную казну, корректировалась.
Так выглядел нилометр — лестница с колодцем, благодаря которой можно было фиксировать уровень подъема Нила. Некоторые сооружения этого типа сохранились и поныне.
Впрочем, помимо казны, государство так же нуждалось и в рабочей силе. Поэтому подданные должны были не только отдать часть урожая, но так же и выполнить свою долю общественных работ. Пирамиды, к примеру, кто строил?
Как собирали налоги?
Поначалу это делали владельцы поместий, собирая налоги со своих крестьян и передавая в центр. С усложнением государства, когда появились своего рода губернии - номы, эо стало обязанностью номархов, своего рода губернаторов. Фараон ежегодно объезжал свои владения. В значительной степени еще и для того, чтобы проверить, не врут ли номархи о размере дохода территории.
Позднее появились писцы, которые уже на профессиональном уровне подсчитывали размер дохода и соответственно налогов. Причем, значение номархов в этой связи шуть пошатнулось. Поскольку писцы своего рода приглядывали за местными начальниками.
Коррупция
Разумеется, в некоторых случаях это способствовало коррупции. Когда номархи сговаривались с писцами и занижали размер дохода и соответственно налогов. Знакомая ситуация?
Но хуже всего, когда они драли с крестьян три шкуры, а разницу между собранным и тем, что должны были отправить в государственную казну, оставляли себе, поделив между писцом и номархом.
Разумеется, обнаруживаемые коррупционные схемы строго карались. Вымогательство и уклонение от уплаты налогов наказывались изгнанием и могли лишить человека - носа. Да-да, чтобы сразу было видно, кто тут обманывает фараона.
Льготы
Тогда же в Египте были придуманы налоговые льготы. В первую очередь ими пользовались храмы. Ведь они были основным орудием пропаганды власти фараона. И за это им полагалось вознаграждение.
Кроме того, фараоны периодически уменьшали или вовсе освобождали от налогов определенные социальные или региональные группы, чтобы завоевать их доверие. Это своего рода политический маневр.
Неуплата
Впрочем, и основные уловки ухода или уменьшения налогов тоже были придуманы в Египте. Самый простой - это отдать мешок с зерном, в котором спрятаны булыжники. По весу он пройдет, ну а на зернохранилище поди найти кто натолкал камней.
Кроме того, весы и сами были несовершенны, и ими было легко манипулировать.
С приходом к власти Птолемеев (это в его династии была Клеопатра) введено доносительство. То есть любой пожаловавшийся на то, что сосед скрывает доходы, мог получить четверть от доначисленного. Кстати, в некоторых государствах такой способ сбора налогов действует до сих пор.
«Вот что интересно в изучении древних цивилизаций: вы узнаете закономерности, процессы и методы правления. Мы можем осознать, что базовые методы управления, разработанные в первом в мире национальном государстве, до сих пор используются во всех национальных государствах. Мы можем думать, что живем в очень современном обществе, но в том, как правительства осуществляют контроль и власть, мы все еще живем в бронзовом веке»
Тоби Уилкинсон , египтолог из Кембриджского университета и автор книги « Взлет и падение Древнего Египта"