Утопить автомобиль намного проще, чем может показаться на первый взгляд. В это понятие входит не только полное погружение в воду (например, провалившись под лед на зимней переправе или вылетев с моста), но и заливание водой важных узлов и агрегатов во время сильных осадков. Глубокие лужи тоже часто вносят свой вклад в печальную статистику подтоплений. Какие проблемы создает вода, как с ними бороться, и есть ли возможность восстановить все до первоначального уровня? Разберемся в статье.
Как вода воздействует на автомобиль?
В первую очередь страдает двигатель. Принцип его работы основан на сжатии газообразной топливо-воздушной смеси при помощи поршней. При затоплении газ вытесняется водой, сжать которую в данной конструкции практически невозможно из-за высокой плотности. В результате происходит так называемый гидроудар - цилиндр заполнен жидкостью, которой некуда деться, поршень встречает непреодолимое препятствие. Вероятный итог - развалившийся поршень, сломанный или погнутый шатун, трещины в цилиндре и крышке блока... Пытаться ремонтировать движок после гидроудара - занятие затратное и бесполезное. Их просто меняют.
Внутренняя обшивка салона легко впитывает влагу. И если непосредственно после затопления еще можно что-то спасти, то чем дольше автомобиль пробыл в воде, тем сложнее избавиться от запаха закисшей ткани. Обшивка разбухнет, обивка и наполнители придут в негодность. Особенно сильным будет ущерб, если вода содержит примеси - грязь, соли, масла (впрочем, чистой водой машины не затапливает). Многим деталям потребуется тщательная реставрация или замена.
Вопреки распространенному мнению, электроника пострадает не сильно (конечно, если она не имела повреждений изначально). Качество современной изоляции позволяет приборам и датчикам выдерживать воздействие воды в течение некоторого времени. Наиболее распространенные последствия потопа - сгоревшие предохранители, а это совсем не беда. Однако после просушивания автомобиля не поленитесь зачистить контакты (или проследите, чтобы это сделали в автосервисе). Если вскоре начнутся сбои и “глюки” электроники, вполне вероятно, что причина в окислении металла после контакта с водой.
Аккумуляторы и вовсе герметичны, и впоследствии их придется только зарядить. С чем точно придется распрощаться - так это с сенсорными экранами и “обвесом” - навигатором и регистратором. К сожалению, их уровень водонепроницаемости невелик.
Вода скорее всего попадет в КПП или бензобак. Спасти узлы поможет тщательная просушка и замена рабочих жидкостей с топливным фильтром. Все детали автомобиля после потопа нужно тщательно смазать.
О чем стоит помнить водителю
Среднестатистический легковой автомобиль пострадает от затопления при уровне воды в 25 сантиметров. “Потолок” кроссоверов, несмотря на кажущуюся высоту конструкции - 30 см. Поэтому не стоит бездумно форсировать водные преграды - пожалейте свою машину.
Если вы живете в районе, где уже случались потопы - обильные осадки, выход водоемов из берегов, то старайтесь припарковывать автомобиль на возвышенностях. Определить такие места несложно - там никогда нет луж. Вероятность того, что машину снесет потоком, на грунтовой поверхности выше, чем на асфальте, поэтому выбирайте стояночные места с твердым покрытием. Кроме того, опасайтесь близости линий электропередач и деревьев. И никогда не пренебрегайте “ручником” - в экстренной ситуации важна любая мелочь. О том, что подземная парковка очень опасна, думаю, говорить не стоит. Даже если у вас там есть постоянное удобное место, услышав неблагоприятный прогноз, постарайтесь отказаться от привычного паркинга. Лучше пусть автомобиль пару дней постоит под открытым небом, чем последствия затопления.
Если в дороге вас застал сильный ливень, лучше найти способ его переждать. Припарковаться лучше на возвышенности, заглушив двигатель и включив аварийные сигналы. Если же приходится продолжать движение, снизьте скорость, чтобы избежать аквапланирования. Кроме того, при пересечении водной преграды перед машиной возникает волна выше общего уровня воды. Она может захлестнуть капот. Пересекая глубокую воду, не глушите мотор и не пытайтесь включать заднюю передачу. Если вода попадет в выхлопную трубу, завестись повторно вам не удастся.
Главное - не забывайте, что жизнь и здоровье важнее имущества. Если поток воды настиг вас, двигатель заглох и автомобиль застрял на месте, старайтесь не оставаться в нем. Ищите возможность выбраться и покинуть опасное место.
Если вы преодолели трудности на своем авто, проверьте - можете ли двигаться на нем дальше. Основной признак того, что стоит вызывать эвакуатор - белая эмульсия под крышкой маслозаливной горловины.
Подсчитаем затраты и убытки
Если автомобиль затопило “с головой”, даже думать не нужно - купить новый будет дешевле. От 100 до 200 тысяч обойдется установка двигателя вместо “убитого” гидроударом. Как я уже говорил выше, чинить такой мотор никто не станет. Прибавьте к затратам оплату эвакуатора, если ехать своим ходом машина не может. В копеечку влетят замена обивки сидений или покупка новых - это 30-40 тысяч рублей. Если поток снес автомобиль на препятствие и получены повреждения - прибавляйте стоимость детали (варьируется) и ее окраски в тон кузова (около 8 тысяч). Обязательно потребуется замена масла и рабочей жидкости в КПП, замена фильтров, при попадании воды в бензобак - его слив и очистка. В сумме “набежит” примерно 15 тысяч. Список расходов далеко не полный.
Можно попытаться получить компенсацию от страховой. Но сделать это не так уж и легко. Большинство компаний старается не вписывать гидроудар в список страховых случаев (еще бы, из возможных видов ремонта этот - самый дорогостоящий). Также агенты будут всячески доказывать, что в зоне затопления вы оказались осознанно, а мер по спасению автомобиле не предпринимали.
Так как суммы немалые, попробовать добиться компенсации стоит. Для этого вам нужно оставить машину в том состоянии, в каком она оказалась в момент бедствия и вызвать полицию (именно ее, а не ГИБДД) и получить справку о затоплении. Затем - вызвать агента своей страховой, а лучше - еще и независимого. Увы, спасать машину без разрешения страховой нельзя. Поэтому прочитайте договор и решите, что вам выгоднее - пытаться получить деньги или быстро восстанавливать авто, пока проблемы не стали необратимыми.