Долго сомневался, надо ли мне оно... Носовой электромотор с функцией якоря. В итоге, купил. Покажу — какой выбрал, расскажу почему. И, как всегда, обсудим это в комментариях. Поехали...
В этой статье:
1. Какой мотор выбрал.
2. Для какой лодки, каких условий и задач.
3. Почему именно этот эл.мотор?
4. Какие допы взял к мотору (и почему)?
5. Какой аккумулятор для него?
Вот фото лодки моего знакомого, которое он сделал лет 7 назад. Лодка — такой же "Крым", как у меня. Классическое расположение носового мотора для такой лодки.
Это носовой электромотор с функцией якоря (с GPS). Он может держать лодку на одном месте (несмотря на ветер или течение).
Запоминает несколько точек (ориентируясь по своему GPS приёмнику) и несколько треков.
И может двигаться по заданному маршруту или находить заданную точку и "якориться" на ней.
Управление: с помощью беспроводного пульта и (или) педали.
1. Такие носовые электромоторы, условно можно разбить на две категории: 1) "америкосы". 2) "китаёзы".
К первым относятся: MotorGuide, Minn Kota и Garmin Force Kraken — ценник на которые перешагнул линию здравого смысла и улетёл в космос. Самые недорогие из них стоят от 320-350 тыс. руб.
Которые "слегка подороже", перешагнули отметку в 700 тысяч. Даже не представляю, какая муха должна укусить человека — чтобы он отдал такие деньги за носовой троллинго-якорный мотор...
Хотя,.. каждый сам решает, как ему тратить деньги (конечно, если они у него есть).
Ко второй категории подобных моторов относятся произведённые в Китае: Hibo, WaterSnake, Sea-Pro, Haswing Cayman. Ценник на них гораздо ниже. По сегодняшним временам, можно сказать, гуманный.
Эти моторы стоят 90-110 тыс. руб, в зависимости от комплектации. Конечно, по функционалу, мощности и надёжности китайские моторы уступают своим американским коллегам. Поэтому любой, кто нашёл нефть на своём огороде — не задумываясь купит американский электромотор.
С нефтью у меня как-то не срослось. Поэтому американские моторы не рассматривал. Выбрал менее дорогой, но проверенный десятилетиями бренд. А именно: WaterSnake Geo-Spot (12V).
Забрал его вчера в транспортной компании, привёз в лодочный гараж — и сделал несколько фото (пока примерял, как буду устанавливать).
2. Для какой лодки, для каких условий и задач куплен мотор.
Есть мысли, сантиметров на 10 укоротить штангу (дейдвуд). У моего Крыма короткий нос — будет компактнее. Длина 54" (54 дюйма), это 137 см. Для такой лодки будет достаточно и 120 см. Борт (и нос) не высокий.
Если укоротить до 120 (ну ладно, до 125 см.), даже на метровой волне, винт работающего мотора не будет "хватать воздух" (да и зачем бы я в такую волну им пользовался). И мотор разместится на носу лодку аккуратнее.
Пока не решил, надо ли резать штангу...
По условиям применения: Рыбачу 90% на джиг или отводной с лодки. Редко на поплавок, донку, живцовую донку — с берега. Троллингом почти никогда (раза три пробовал, не понравилось). Река Обь (от её начала до Обского водохранилища).
Электромотор взят для использования в режиме якоря и движения по мелководным заливам и протокам, во время ловли окуня и щуки (чтобы меньше шуметь при перестановках).
Иногда, как якорь на Оби (надеюсь, будет держать). Ну, может попробую троллинговать с ним (но это не точно).
Просто, как электроякорь, я бы не стал брать такой мотор.
И электролебёдку не было желания ставить (мне не трудно якориться руками).
И как обычный электромотор — он мне тоже не интересен.
Несколько лет назад покупал простой электромотор, без GPS. Подумал-подумал... И продал его, даже не устанавливая.
А вот этот, совмещающий в себе несколько дополнительных возможностей — решил поставить.
Представил: Ловлю щуку в мелководном заливе — а он, почти бесшумно, перевозит меня с одной точки на другую... Или двигается по заданному треку, сам становясь на "якорь" в нужном месте (на пол-заброса от голодной щуки).
3. Почему выбрал именно этот мотор. Я уже сказал, что все 4 китайских марки продаются по одной цене. У них очень схожие функционал и цены.
Это неудивительно. По крайней мере, три из четырёх китаемоторов, производят на одном заводе. Но отличаются они не только "шильдиком" (наклейкой с названием). Отличия небольшие, но они есть.
Бренд WaterSnake принадлежит австралийской компании Jarvis Walker Brands, давно известной по всему миру. У нескольких моих знакомых, уже лет по 12-15 работают лодочные электромоторы этой марки (в основном это простые, без GPS). Все довольны.
Не буду утверждать, что с одного завода могут выходить моторы разного качества (для одной страны лучше — для другой хуже)... Но, решил взять то, в чём больше уверен. Мне так спокойнее.
4. Что взял в дополнение (не входило в комплектацию): Беспроводной пульт был, но я решил взять ещё и педаль. Плюс установочная площадка-быстросъём (крепление к лодке). Плюс электрокомпас (датчик направления движения).
Зачем нужны эти допы, расскажу и покажу потом — после установки мотора и первых тестов. Покажу и расскажу в видео и в статьях (подпишитесь на ТГ канал, на Ютуб и на Дзен — ссылки в конце текста). Потестирую в разных условиях и во время рыбалки.
5. Про аккумулятор... Тут особо говорить пока не о чем. Конечно, для электромотора лучше взять тяговый LiFePo4 АКБ, которые сейчас активно рекламируются и (по праву) считаются лучшими для этой цели.
Но, стоят они недёшево (тысяч 40 за 100 а/ч). Пока отложу этот вопрос "на потом". Есть у меня бошевский AGM на 95 ампер.
Ему, правда, уже 4 года. Но 95% процентов заряда держит — и не боится глубокого разряда. Вот, с него и начну.
Причём, хочу использовать только один этот АКБ (и на старт ПЛМ и на приборы и на электромотор). То есть, в общей электроцепи. Для защиты эхолота от помех — отдельный стабилизатор напряжения на него.
Знаю, это не лучший вариант. Но, пользуясь тем, что "лиферного" АКБ у меня пока нет — буду экспериментировать. У вас и у меня будет возможность узнать, что из этого выйдет...
Пишите вопросы (здесь или в Телеграм чате). Предлагайте варианты по установке (дня через 3-4 буду ставить, потом заниматься электрикой). Уточняйте, что вас интересует.
У меня есть вопрос к вам: Укорачивать ли мне штангу мотора — или пусть будет такая? Она и длинная, не особо мешает — но, короткая будет чуть удобнее. Не могу решить пока.
Пишите своё мнение в комментариях.
Обзора разных вариантов якоря для лодки (ссылка). Советую посмотреть!
Ниже: Первые испытания носового электромотора (не всё пошло гладко, но это нормально).