«Как мы верили им и всё время чувствовали за собой Землю, верящую в нас, думающую о нас, живую. Никто не говорил об этом, зачем? Разве говорят о том, что очевидно?» (с) Станислав Лем: «Возвращение со звёзд».
Здравствуйте. На научно-фантастическую книгу «Возвращение со звёзд» Станислава Лема есть всего лишь две экранизации: старая (советский телеспектакль 1989 года) и новая, короткометражка Виса Виталиса (он же Виталий Курочкин). В короткометражке режиссёр подаёт лемовский сюжет с непривычного ракурса, и потому я решил упороться чаем дахунпао и дать свои комментарии.
В своё время я это видео потому и нашёл, что искал материалы по книжке Лема. Считаю, что у Виталиса получилась довольно-таки занятная вещица, достойная короткого кусочка вашей жизни. Кстати, обратите внимание: формат моего текста предполагает, что вы сначала посмотрите десятиминутку, а потом прочитаете меня. Что ж, не будем затягивать.
Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
***
Так… Ну, вы сами всё видели, поэтому… Да, меня прям пробрало на моменте, где главный герой листает альбом с почтовыми марками про космос и звёзды, вспоминает счастливые моменты прошлого, а потом воспоминания его тёплого детства резко сменяются жестокими воспоминаниями взрослого возраста.
При первом просмотре, в начале, я очень сильно удивился. И удивлялся я примерно до середины, до переломного момента, где выясняется, кто именно наш главный герой и с каких звёзд он вернулся, какие звёзды у него были в жизни. Я не понимал и думал: «Блин, так и причём здесь Станислав Лем? Почему режиссёр решил посвятить это Лему? Что к чему?» Не выкупил я, в общем: сначала не понял, а потом вдруг КАК ПОНЯЛ!
И хорошо, что такие «думы» у меня были недолго, потому что я всё-таки быстро просёк, что параллели между двумя произведениями здесь очевидные. Кстати, про книжное «Возвращение со звёзд» у меня есть большая статья, где я подробно разбираю тамошние темы и сюжет. Не скажу, что я прям супер-знаток и суперски всё разобрал, но покопаться пришлось и какие-то наблюдения в этой статье я всё же сделал. Всех интересующихся отсылаю к указанному материалу.
А теперь вернёмся к теме. Вы, повторюсь, уже сами всё увидели, кто же наш главный герой и какие звёзды в его жизни присутствуют. И, на мой взгляд, режиссёр смело подошёл к осмыслению книжного первоисточника. У поляка астронавты улетели на много лет в далёкий глубокий Космос, занимались там (как думает один из героев) бесполезной ерундой, на которую положили всю свою жизнь. И вот потом они вернулись на Землю, где прошло сто с лишним лет, и они не могли адаптироваться к новому обществу к новому миру.
Это всё описано у польского фантаста, показавшего сильный конфликт поколений и культурный шок у прилетевших астронавтов. Лем раскрыл это именно с космической проблематики, сделав на неё основной упор. Однако там есть и проблематика медицинская (явление бетризации), но она идёт как бы фоном к основной теме потерянного человека, человека, потерявшегося в мире, потому что он вернулся туда, где прошло много лет и где ему трудно адаптироваться к современности.
И вот, собственно, эта экранизация имеет ту же самую, по сути, тематическую основу, что и первоисточник. То есть у них есть корневая проблема, главный сюжет о том, что человек после долгого отсутствия вернулся на родину. В случае главного героя короткометражки это выглядит так: он приехал из мест не столь отдалённых, и (судя по его татуировкам, по его воспоминаниям) можно предположить, что он далеко не последний человек в криминальном мире. Допускаю, что он даже криминальный авторитет.
Я не разбираюсь в этой теме, поэтому не утверждаю ничего. Но то, что показано на экране (у героя на руке набита криминальная татуировка «Звезда»), говорит о том, что этот человек не просто отсидел и вышел. Думаю, он долго двигался по криминальной иерархии, потратив на это много времени и сил, но однажды всё же вернулся в дом своего детства. И главный герой у Лема тоже возвращается на то место, где много лет назад стоял его дом, и его тоже настигают воспоминания.
Схожесть сюжетов тут, как вы понимаете, большая: у Виталиса главного героя настигают воспоминания в доме детства, где он вырос и где он находит альбом со своей коллекцией марок. Скорее всего, что освободился он недавно, и первым делом поехал навестить родной опустевший дом, где его настигли воспоминания. Не знаю почему, но мне данная ситуация видится именно так, пусть даже зрителю и не дано конкретных деталей.
Возможно, в будущем главного героя ещё ждёт всё то, что ждало Эла Брегга у Станислава Лема: вот эта социальная дезориентация и социальная неспособность адаптироваться к современному миру. Потому что тюрьма тоже вырывает человека из актуального контекста свободы, это очевидно. Мне хотелось бы пожелать главному герою, чтобы он всё-таки смог адаптироваться и принять новую жизнь. Верю, что он смог всё это сделать, и что не вернулся к своему криминальному прошлому.
На это указывает хотя бы то, что после освобождения он первым делом не поехал отмечать ресторан или к своим друзьям по тюрьме. Нет. Он вернулся в родную деревню, где каждое озерцо, каждая травинка и лесок связаны у него с воспоминаниями детства. Дом, где он рос, заброшен, но ещё в хорошем состоянии. Полагаю, прошло не так уж много лет, или дом не так уж давно был заброшен. Значит, у главного героя есть куда вернуться, и пусть его никто не ждёт, но всё зависит только от него. Как и всегда, как и везде.
Я сейчас говорю банальные истины, и я никогда не претендовал на них как первооткрыватель. Просто делюсь своим пониманием увиденного. Я вот думаю, что главный герой всё-таки смог обрести нового себя, что с ним случился катарсис. Или что это были зачатки катарсиса, первые вот эти лучики очищения, что помогут ему испытать перерождение, помогут ему вернуться к мирной жизни.
Как по мне, так главный герой всё же вернулся в свой дом, завязав с криминальным прошлым. В таком случае он стал Элом Бреггом нашего времени, и можно говорить о схожести концовок. Тем не менее, в короткометражке не показано, вернулся ли герой окончательно, или он просто приехал-уехал, а потом и забыл. Но для меня он вернулся, и точка. Как-то так. Сумбурно я изложил, конечно…
В целом говоря, короткометражка получилась отличной. И она напоминает мне уже другие, полнометражные картины на эти же темы, в том числе из недавнего мне понравился «Выстрел в пустоту» с Николаем Костером-Вальдау. Да, «Выстрел в пустоту» — обалденная штука, показывающая, как способна изменить человека (не сломать, не вознести, а именно изменить в общем понимании) тюрьма и длительное в ней пребывание. Однозначно рекомендую к просмотру.
Ну и, конечно же, на ум приходит «Побег из Шоушенка»! Куда уж без него, это классика и это знать надо. И вот из «Побега из Шоушенка» я вспоминаю рассказ про то, как долговременное пребывание в тюрьме меняет человека, вырывает его из современности. Я имею ввиду судьбу старика Брукса, который просидел 50 лет в тюрьме, попав туда ещё мальчишкой. И только в конце жизни, в старости уже, его выпускают на волю. Ужасно грустная история.
Мы видим, как Бруксу тяжело адаптироваться к миру: он идёт по городу, где уже вовсю ездят машины, где люди одеты по-новому и говорят по-другому, где уже иной темп работы и жизни. Это далеко не тот размеренный темп, что он помнит по юности. Брукса фактически выкинули в совершенно новый мир, и его сюжетная линия просто не могла закончиться иначе, чем показано в «Побеге».
Замечательно то, что и у Лема, и у Виталиса подобная история имеет другую концовку. У Лема финал гораздо более очевиден, а у Виталиса концовка всё же открытая и допускающая вариации дальнейшего развития. Я не очень люблю открытые концовки, поэтому додумал за автора. Он предложил додумать, и я это сделал.
Как-то так, как-то так. Ничего нового я абсолютно не сказал, лишь повторил какие-то банальные вещи, и без меня заметные с экрана. Быть может, мои слова кому-нибудь да пригодятся. Ещё раз напомню, что «Возвращение со звёзд» есть на Ютубе в бесплатном доступе, без СМС и регистрации. Смотрите и наслаждайтесь, эти десять минут подарят вам много впечатлений. Спасибо за ваше внимание.
«Какой-то юноша, одетый так, словно на нём застыла растёкшаяся по телу ртуть, раздувшаяся буфами — или вспенившаяся? — на плечах и в обтяжку на бёдрах, разговаривал со светловолосой девушкой, прислонившейся к чаше фонтана.
Девушка в светлом платье, совершенно обычном, — что приободрило меня — держала в руках букет бледно-розовых цветов и, пряча в них лицо, глазами улыбалась юноше. Но, остановившись возле них и уже открыв рот, я увидел вдруг, что она ест эти цветы — и на миг у меня перехватило дыхание. Она спокойно жевала нежные лепестки». (с) Станислав Лем: «Возвращение со звёзд».
***
Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed
- Канал Дзен: https://dzen.ru/bookwoed1
- Канал YouTube: https://www.youtube.com/@bookwoed2
***
Использованные картинки (в порядке появления):
- Кадры из фильма «Возвращение со звёзд» (2018 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/5259922/
- Фильм Виталиса, посвящённый книге Лема: https://www.youtube.com/watch?v=sLSmdsCiB6M