Найти в Дзене

В небе над «дорогой жизни»: роман Николая Чуковского

О блокаде Ленинграда написано множество книг: документальных, как «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, художественно-мемуарных, как повести Д. Гранина, собственно документальных, как воспоминания солдат, офицеров и полководцев, наконец, биографических и дневниковых. Мы уже не раз рассказывали о них на нашем канале, прежде всего об изданиях документальных и мемуарных. Однако, всякий рассказ о книгах был бы неполон без художественного примера, без романа, осмысляющего историю посредством повествования о человеческой судьбе. Именно это качество большой художественной книги и делает роман главным литературным жанром. Вероятно, первый большой роман о блокаде был написан Николаем Чуковским, сыном знаменитого детского поэта, литературного критика и некрасоведа. Старший сын поэта, он сам был интересным поэтом, великолепным, как и его отец, переводчиком англоязычной (и не только) литературы. Достаточно сказать здесь, что «Остров сокровищ» Стивенсона все мы читаем и перечитываем имен

О блокаде Ленинграда написано множество книг: документальных, как «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина, художественно-мемуарных, как повести Д. Гранина, собственно документальных, как воспоминания солдат, офицеров и полководцев, наконец, биографических и дневниковых. Мы уже не раз рассказывали о них на нашем канале, прежде всего об изданиях документальных и мемуарных. Однако, всякий рассказ о книгах был бы неполон без художественного примера, без романа, осмысляющего историю посредством повествования о человеческой судьбе. Именно это качество большой художественной книги и делает роман главным литературным жанром.

Николай Корнеевич ЧУКОВСКИЙ (2 июня 1905 - 4 ноября 1965)
Николай Корнеевич ЧУКОВСКИЙ (2 июня 1905 - 4 ноября 1965)

Вероятно, первый большой роман о блокаде был написан Николаем Чуковским, сыном знаменитого детского поэта, литературного критика и некрасоведа.

Старший сын поэта, он сам был интересным поэтом, великолепным, как и его отец, переводчиком англоязычной (и не только) литературы. Достаточно сказать здесь, что «Остров сокровищ» Стивенсона все мы читаем и перечитываем именно в переводе Николая Чуковского. Его литературные мемуары, повествующие преимущественно о писателях и литературном быте 20-х годов прошлого столетия, можно сказать, образцовы. Как, впрочем, и его биографические очерки о героических первооткрывателях земли «Водители фрегатов». Но вернемся к блокадной теме.

Роман «Балтийское небо» сочинялся очевидцем – это чувствуется с первых же строк, фронтовиком, военным журналистом и блокадником, не время от времени посещавшим передовую, а прошедшим своими ногами все годы лихолетья, своими глазами видевшим и фронт, и блокированный город. В отличие от мемуариста и фронтовика Никулина, л чьих мемуарах мы рассказывали ранее, Николай Чуковский был до мозга костей советским человеком. Он не критиковал систему, он воспевал подвиг мужчин, выстоявших в жесточайшей в истории войне, и женщин, спасших великий город беспримерной силой духа.

-2


«Балтийское небо» - книга о простых людях, их мужестве и преданности Родине, о любви и страданиях; книга не приключенческая, хотя в чем-то и перекликающаяся со второй частью «Двух капитанов» Вениамина Каверина и читающаяся тоже взахлёб. Это книга о «дороге жизни», за которую три года насмерть бились с врагом советские люди в небе и на земле, о летчиках, ежедневно отдававших жизни ради того, чтобы город на Неве жил, о жизни вопреки смерти, о любви, о том, что это значит быть советским человеком. А для нас, сегодняшних, это и книга о том, какими были наши деды и бабушки, о том, в чем мы похожи на них, и чем, в массе своей, от них отличаемся.

Балтийское небо (1960) Режиссер Владимир Венгеров. Сценарий Николай Чуковский
Балтийское небо (1960) Режиссер Владимир Венгеров. Сценарий Николай Чуковский

Спустя пять лет после выхода романа в свет, в 1960 году, режиссер Владимир Венгеров снял очень популярный в свое время и вполне достойный даже на сегодняшний взгляд фильм по сценарию Николая Чуковского, задействовав на экране целое созвездие ярчайших актеров – от Михаила Ульянова и Ролана Быкова до начинающего Олега Борисова и юной Людмилы Гурченко. Если молодой человек сегодня прочтет роман и вслед за этим посмотрит экранизацию, его представление об эпохе и о блокаде будет достаточно ярким, ну а глубину этого представления дополнят названные мною и многие другие, постоянно издающиеся и переиздающиеся документально-публицистические книги.

«Никто не забыт и ничто не забыто!» - сформулировала когда-то Ольга Федоровна Берггольц. Прочитав «Балтийское небо», «Блокадную книгу» и другие воспоминания или дневники людей, переживших ад трехлетней битвы за город Петра и Ленина, вы сердцем почувствуете, что они значат, эти простые и бессмертные слова.

Николай Корнеевич ЧУКОВСКИЙ
Николай Корнеевич ЧУКОВСКИЙ

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из открытых сетевых ресурсов, не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.