Или "судовой крыльчатый движитель". Несмотря на то, что в "родном" названии изделия - Voith Schneider Propeller - присутствует знакомое и понятное всем слово "пропеллер", почему-то вместо него используется именно "движитель". Наверное, чтобы не путали с авиационными пропеллерами.
Вот что бы вы подумали, увидев под днищем судна нечто подобное?
Да, вот именно так и выглядит тот самый ДВИЖИТЕЛЬ ФОЙТА - ШНАЙДЕРА. Он ломает представления о том, как должен выглядеть винт, способный перемещать судно по воде. Согласитесь, ну вообще не похоже на классику жанра!
Между тем, он есть, более того, даже очень неплохо справляется со своими обязанностями. И имеет преимущества, которых та самая "классика" лишена. В частности, такой движитель позволяет совершать перемещения в любом направлении - вперёд, назад, вправо, влево, по диагонали и по кривой. Можно просто крутиться на месте, едва ли не в одной точке пространства.
Это возможно, благодаря тому, что лопасти способны менять направление в пределах от 0° до 360° туда-сюда. Каждая лопасть вращается вокруг вертикальной оси по эпициклоиде при помощи внутреннего механизма, который изменяет угол атаки лезвий в синхронизации с вращением пластины, так чтобы каждая лопасть могла обеспечить толчок в любом положении, подобно работе автомата перекоса в вертолёте.
Пишут, что автором изобретения является австрийский инженер Эрнест Шнайдер, а первое судно с таким движителем было построено на предприятиях компании Voith GmbH, принадлежащей Хансу Фойту. И, похоже, тут примерно то же самое, что и в случае, когда молодой аспирант написал интересную научную работу, но чтобы опубликовать ему, необходимо заручиться поддержкой видного учёного. В результате работа выходит под двумя фамилиями, первая из которых - академика. Или директора института, в котором работает аспирант. Так бывает.
Но вот что интересно...
Изобретение Шнайдера датируется 1926 годом.
Между тем, ещё в 1909 году российский военный инженер Евгений Павлович Сверчков создал, по факту, то же самое, только применительно... к авиации. Его летательный аппарат носил название "цикложир".
А принцип работы пропеллера-движителя был абсолютно таким же, как и у Шнайдера. Просто располагался он немного иначе.
Конструкция Сверчкова была представлена на Санкт-Петербургской выставке достижений техники и даже была отмечена медалью. К сожалению, награду эту ему дали до того, как решили испытать цикложир в деле. Ибо оказалось, что летать он не способен - несмотря на очень правильное теоретическое обоснование. Просто в те времена ещё не существовало достаточно мощных двигателей, способных раскрутить эти лопасти до нужных скоростей.
Евгений Павлович Сверчков был обвинен в растратах, разочаровался в изобретательстве и инженерии, и ушел в политику. После него в 30-е годы к тому же проекту обращались другие конструкторы, однако и у них ничего путного не получилось.
А вот заслуга Шнайдера как раз в том и состоит, что он сделал правильный вывод: вода - среда гораздо более плотная, чем воздух, и вот как раз тут система может проявить себя во всей красе. Что, собственно, и подтвердилось на практике: первое экспериментальное судно "Кемптен" с ДВИЖИТЕЛЕМ ФОЙТА - ШНАЙДЕРА было сдано в эксплуатацию в 1931 году и прекрасно себя чувствовало на Боденском озере.
Сейчас подобные, но более продвинутые в техническом плане движители устанавливают на плавучих кранах, буксирах, паромах, используя в качестве подруливающих устройств.
А что же авиация? Оказывается, все эти годы, начиная со Сверчкова, идея цикложира витала в воздухе. И, несмотря на неудачи, народные умельцы и маститые инженеры пытались реализовать её хоть как-то.
В итоге, как это ни странно, получилось нечто вполне жизнеспособное. Правда, теперь оно называется по-другому - "циклолёт" или "циклокоптер".
Будем надеяться, что жизнеспособность данного направления перерастёт в рентабельность и прибыльность.
Эрнст Лео Шнайдер (18 июня 1894 - 1 июня 1975) - австрийский изобретатель.
Родился в Киёве (не путать с Киевом), Моравия, Австро-Венгрия. Изучал машиностроение в Вене.
Вот, собственно, и всё о нём. Кроме того, что он вместе с упомянутой уже фирмой Voith GmbH запатентовал тот самый движитель. Странно, что везде о нём упоминается только этот факт - как будто за все 79 лет в его жизни не было больше вообще ничего интересного.
Что же до компании, с названием которой он теперь связан неразрывно, то её, если верить одним источникам, создал в 1867 году некто Ханс Фойт, если верить другим - Иоганн Маттеус Фойт, что вроде бы одно и то же. Сейчас это огромное семейное предприятие, которым владеют потомки семьи Фойтов. Среди направлений деятельности - приводные технологии, гидроэнергетика и производство бумаги. Компания очень плотно занимается водородом, считая его (а не "грязный российский газ"!) перспективным топливом.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!