Найти тему
Эпонимы и Мы

ДВИЖИТЕЛЬ ФОЙТА - ШНАЙДЕРА

Или "судовой крыльчатый движитель". Несмотря на то, что в "родном" названии изделия - Voith Schneider Propeller - присутствует знакомое и понятное всем слово "пропеллер", почему-то вместо него используется именно "движитель". Наверное, чтобы не путали с авиационными пропеллерами.

Вот что бы вы подумали, увидев под днищем судна нечто подобное?

Да, вот именно так и выглядит тот самый ДВИЖИТЕЛЬ ФОЙТА - ШНАЙДЕРА. Он ломает представления о том, как должен выглядеть винт, способный перемещать судно по воде. Согласитесь, ну вообще не похоже на классику жанра!

-2

Между тем, он есть, более того, даже очень неплохо справляется со своими обязанностями. И имеет преимущества, которых та самая "классика" лишена. В частности, такой движитель позволяет совершать перемещения в любом направлении - вперёд, назад, вправо, влево, по диагонали и по кривой. Можно просто крутиться на месте, едва ли не в одной точке пространства.

-3

Это возможно, благодаря тому, что лопасти способны менять направление в пределах от 0° до 360° туда-сюда. Каждая лопасть вращается вокруг вертикальной оси по эпициклоиде при помощи внутреннего механизма, который изменяет угол атаки лезвий в синхронизации с вращением пластины, так чтобы каждая лопасть могла обеспечить толчок в любом положении, подобно работе автомата перекоса в вертолёте.

-4

Пишут, что автором изобретения является австрийский инженер Эрнест Шнайдер, а первое судно с таким движителем было построено на предприятиях компании Voith GmbH, принадлежащей Хансу Фойту. И, похоже, тут примерно то же самое, что и в случае, когда молодой аспирант написал интересную научную работу, но чтобы опубликовать ему, необходимо заручиться поддержкой видного учёного. В результате работа выходит под двумя фамилиями, первая из которых - академика. Или директора института, в котором работает аспирант. Так бывает.

Но вот что интересно...

Изобретение Шнайдера датируется 1926 годом.

Между тем, ещё в 1909 году российский военный инженер Евгений Павлович Сверчков создал, по факту, то же самое, только применительно... к авиации. Его летательный аппарат носил название "цикложир".

-5

А принцип работы пропеллера-движителя был абсолютно таким же, как и у Шнайдера. Просто располагался он немного иначе.

Цикложир Сверчкова.
Цикложир Сверчкова.

Конструкция Сверчкова была представлена на Санкт-Петербургской выставке достижений техники и даже была отмечена медалью. К сожалению, награду эту ему дали до того, как решили испытать цикложир в деле. Ибо оказалось, что летать он не способен - несмотря на очень правильное теоретическое обоснование. Просто в те времена ещё не существовало достаточно мощных двигателей, способных раскрутить эти лопасти до нужных скоростей.

Евгений Павлович Сверчков был обвинен в растратах, разочаровался в изобретательстве и инженерии, и ушел в политику. После него в 30-е годы к тому же проекту обращались другие конструкторы, однако и у них ничего путного не получилось.

А вот заслуга Шнайдера как раз в том и состоит, что он сделал правильный вывод: вода - среда гораздо более плотная, чем воздух, и вот как раз тут система может проявить себя во всей красе. Что, собственно, и подтвердилось на практике: первое экспериментальное судно "Кемптен" с ДВИЖИТЕЛЕМ ФОЙТА - ШНАЙДЕРА было сдано в эксплуатацию в 1931 году и прекрасно себя чувствовало на Боденском озере.

Сейчас подобные, но более продвинутые в техническом плане движители устанавливают на плавучих кранах, буксирах, паромах, используя в качестве подруливающих устройств.

А что же авиация? Оказывается, все эти годы, начиная со Сверчкова, идея цикложира витала в воздухе. И, несмотря на неудачи, народные умельцы и маститые инженеры пытались реализовать её хоть как-то.

В итоге, как это ни странно, получилось нечто вполне жизнеспособное. Правда, теперь оно называется по-другому - "циклолёт" или "циклокоптер".

Будем надеяться, что жизнеспособность данного направления перерастёт в рентабельность и прибыльность.

-7

Эрнст Лео Шнайдер (18 июня 1894 - 1 июня 1975) - австрийский изобретатель.

Родился в Киёве (не путать с Киевом), Моравия, Австро-Венгрия. Изучал машиностроение в Вене.

Вот, собственно, и всё о нём. Кроме того, что он вместе с упомянутой уже фирмой Voith GmbH запатентовал тот самый движитель. Странно, что везде о нём упоминается только этот факт - как будто за все 79 лет в его жизни не было больше вообще ничего интересного.

https://voith.com/corp-en/index.html
https://voith.com/corp-en/index.html

Что же до компании, с названием которой он теперь связан неразрывно, то её, если верить одним источникам, создал в 1867 году некто Ханс Фойт, если верить другим - Иоганн Маттеус Фойт, что вроде бы одно и то же. Сейчас это огромное семейное предприятие, которым владеют потомки семьи Фойтов. Среди направлений деятельности - приводные технологии, гидроэнергетика и производство бумаги. Компания очень плотно занимается водородом, считая его (а не "грязный российский газ"!) перспективным топливом.

-9

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!

Авто
5,66 млн интересуются