Найти тему
Разработчик Артем

Зачем мне учить (подставить слово)? Про школу, ЕГЭ, ВУЗы и экзамены

Блог, в основном, экономический, но это смежная тема. Да и ограничивать себя какими-то рамками автор не хочет. Я пишу статьи, потому что мне это нравится.
Блог, в основном, экономический, но это смежная тема. Да и ограничивать себя какими-то рамками автор не хочет. Я пишу статьи, потому что мне это нравится.
Статья посвящена моим коллегам медикам. В том числе, студентам. Я очень уважаю ваш труд. Вы совершаете благое дело для людей и очень им помогаете.

Наверное, в каждом из нас рождалась мысль по типу: "Зачем в школе мы изучали эти синусы, косинусы? Как это может мне пригодиться? Я ни разу не встречал(а) их в взрослой жизни! Быть может, это каким-то физикам нужно, я-то тут при чем?". Это хорошая тема для обсуждения. Стоит ли забивать голову ненужной теорией?

Мы ведь могли бы сразу в классе восьмом решать, какие предметы будем проходить в школе. Вот решили мы стать врачами (мама-папа - потомственные врачи, есть связи, своя клиника и тд). И все! Никакой физры, ИЗО, истории и прочего! Займемся делом, может, даже ВУЗовскую программу поразбираем! И учителям интереснее будет, ведь меньше человек в классе и больше заинтересованных!

Но почему-то никто не спешит устраивать такую специализацию. Наверное, чего-то не понимают там наверху? А ведь от успехов в той же истории зависит, получишь ты золотую медаль или нет! Золотая медаль дает преимущество при поступлении в ВУЗ.

Мы рассмотрели аргументы "за" не учить лишнее и сосредоточиться на специальном. Теперь разберем "против".

У школы и ВУЗа много функций. Здесь мы не только учимся, общаемся со сверстниками, получаем оценки. Школа - это такой тренажер взрослой жизни. Здесь пока нет места "я хочу". Здесь есть в основном "стране нужно".

Например, стране нужно, чтобы школьники 2 раза в неделю бегали по кругу в течение 1 урока. Вот запросы такие. Иначе у нас молодеют всякие заболевания и человек приносит меньше пользы для общества. Еще стране нужно, чтобы все граждане могли читать и плюс-минус грамотно писать на русском языке. Изъяснять мысли, чтобы собеседник понял. Уметь считать. Понимать, что такое общество, ведь ему в нем жить. Знать историю и историю отечества (это опыт предыдущих поколений, который не теряет актуальности). Даже нарисовать маму с папой и прополоть сорняки летом в школьном саду - все это нужно стране и страна за это платит.

Получается, нам прям много чего скармливают в школе. При этом детский мозг легко переключается между всеми этими дисциплинами. Это учитель ведет 1-2 предмета и специализируется на них. Дети же еще несколько языков умудряются изучать.

Кстати, автор в школе изучал татарский язык, даже сдавал экзамен по нему. Не могу сказать, что знание какого-то слова было само по себе полезно. Хотя пару раз можно было создать приятное впечатление у татар в Санкт-Петербурге. Но как лишний "взгляд на мир", "область знаний" это не раз было помогало. В 24 года я ушел из медицины в программирование, там тоже надо учить языки, хоть это и языки программирования.

Каждый предмет в школе вас тренирует в чем-то очень-очень общем. Законы физики, a, b, c в математике, треугольники в геометрии, химические формулы, правила грамматики. Это все развивает ваши мозги по-своему. В будущем будет проще воспринимать более сложные, специальные знания. В ВУЗе ведь тоже не сразу отправляют студентов на стройку, садят ассистировать на операции и отправляют преподавать. Кстати, а зачем это все "лишнее" в ВУЗах, еще и по-второму кругу?

-2

На первом курсе в ВУЗе обычно изучают все те же химию, физику, математику, английский язык. Но появляется некоторая специализация. У студента уже есть какой-то "базис". И на него надстраивается что-то конкретное, про его будущее дело. "Но при чем тут, извините меня, история Отечества и философия?!" - спросите вы. Из-за работы с информацией - отвечу я.

У ВУЗа, как и у школы, тоже есть пара интересных функций. Вы не можете, будучи студентом-медиком, отлично разбираться в истории и философии. Но вас можно "заставить" поковырять эту область знаний. Написать аннотацию, реферат, эссе. Для этого надо открыть книгу, прочитать, пропустить через себя и изложить свои мысли по поводу чего-то. И это пригодится вам в течение всей учебы в ВУЗе. Хорошо работать с информацией, читать по диагонали, вычленять важное для себя из текста, который вообще о другом написан, уметь трактовать, различать написанное и подразумеваемое. Вам ведь не раз были полезны эти умения, не только в ВУЗе, но и в жизни, да?

Привить умение анализировать информацию - одна из важнейших функций ВУЗа. Если вы будете скептически относиться к суждениям, проверять их, брать несколько источников информации - вас будет тяжелее ввести в заблуждение. А тот, кого тяжело ввести в заблуждение, кто не доверяет, а проверяет, да еще и постоянно учится новому - ценный кадр в любой сфере деятельности.

Вы ведь можете не доучиться до конца ВУЗа. Даже если уйдете на первом курсе, вас успеют немного научить работать с информацией. К тому же, после первых лет обучения КПД от обучения в ВУЗе заметно падает (когда как раз появляются "специальные" знания). Получается, первые курсы в ВУЗе - последние приготовления перед отправкой вас в "взрослую жизнь".

Поэтому необязательно до конца жизни "работать по специальности", которую вы выбрали после школы. Работу можно поменять не раз, в этом нет ничего зазорного. Нас часто учат "найти работу по призванию за 300к в месяц и работать на этом месте до пенсии". Работник может избавиться от неопределенности, чередовать работу и диван. Работодатель же избавляется от нужды часто повышать заработную плату такому "постояннику".

Для вашего же блага в таком случае будет расширять свои компетенции, пробовать новое. Так вас будет тяжелее заменить. Вы будете менее привязаны к одному конкретному месту работы и к одной сфере деятельности. За более компетентного сотрудника, который готов проявлять инициативу, который открыт новому всегда готовы конкурировать.

А удобнее ли будет манипулировать сотрудником, который разбирается только в своей профессии? Хороший юрист и на этом все. Хороший преподаватель и на этом все. Хороший архитектор и на этом все. Быть хорошим в чем-то одном - значит серьезно обрубать свои возможности для маневра, отдавать эти возможности работодателю.

Написать эссе по истории Отечества, прочитать книгу Ницше, решить задачу по электрохимии - это все ваши инвестиции в собственное будущее. Никто не знает, что будет с вашей профессией, местом работы через 10 лет. Что будет с вами, со страной и с миром тоже никто не знает. Но чем больше вы сделаете для себя в юности, тем более спокойны можете быть за свое будущее.

Но ведь все слышали, что отличники в итоге работают на троечников! Автор не предлагает быть отличником. Оценки - это лишь числа, которые очень быстро теряют ценность. Только потеряете нервы в погоне за повышенной стипендией, одобрением мамы и папы. Через год вы забудете про этот зачет, экзамен, неудачу на работе. Оценка нужна, чтобы ВУЗу вести отчетность, материально поощрять вас, если вы хорошо ответили. Это не самоцель и не показатель успеха, это просто оценка вашей подготовки, работа у преподавателя такая.

А что будет, если не делать это все? Что, если схитрить? Эссе купить, краткое содержание книги прочитать, задачу скатать? Читатель, возможно, знает, что автор сам помогает студентам, выполняя часть работ за них. Да я и сам не всегда все честно сдавал. Просто не каждое задание ВУЗа несет для вас пользу. Не каждое задание составлено адекватно, позволяет узнать что-то новое и вообще может быть выполнено без специальной подготовки, "по-честному". Чем не спать всю ночь, лучше действительно купить эссе. Весь вопрос - как часто и в чем вы "хитрите". Если вы не учитесь, а скроллите ленту, а затем сдаете экзамен с наушником, потому что "это ненужный предмет" - вы не хитрите, а обрекаете себя на проблемы. Возможно, в будущем взлезть на горку бы принесло вам больше пользы, чем обойти ее. Некоторые горы потом будет не обойти. А без опыта вскарабкиваться сложнее. Поэтому "хитрите" и в кавычках. Это не хитрость, а отказ от инвестиций в самих себя.

Есть еще одна полезная функция у ВУЗа. Она раскрывается через ЕГЭ. Да, это та штука, которой пугают бедных подростков. Помните, мысли по поводу зачетов, экзаменов, отчислений, увольнений находятся у вас в голове, ваша воля относиться к ним экологично. Как к делам, в которых можно ошибаться, никакой юридической ответственности за это не будет.

Теперь про пользу ЕГЭ. Пусть экзамен и не оценивает объективно ваши знания, он дает возможность поступить в любой ВУЗ страны. С вами будут учиться люди из разных городов, из разных семей, из разных социальных ниш. Вы наверняка обрастете связями, которые в будущем могут быть полезны.

Возможно, выделенные функции ВУЗа покажутся вам неожиданными. Но чаще всего это намного более ценно по сравнению с дипломом об окончании.

Автору нравится тема инвестиций, потому что это как раз то, что "пригодится в будущем". Люди, которые инвестируют (именно сберегают, а не спекулируют, особенно на крипте) часто откладывают себе и своим детям на будущее. По-моему, это по-взрослому, думать про завтра. Но почему-то инвесторов у нас в стране немного, да что там инвесторов. Просто управлять финансами умеет мало людей:

-3

Источник

Вот вроде в жизни распоряжаться деньгами с умом пригодится всем. Однако, это все равно непопулярное занятие. Если люди слышат о том, что можно разумно ограничивать потребности, не выпячивать свои заслуги и достаток, они могут сказать "нахер так жить".

Поэтому автор предлагает в очередной раз задуматься, что вам понадобится в будущем, а что нет.