Село Большие Верези известно с периода Казанского ханства.[1] Оно расположено по правой стороне речки Верезинки и левую сторону бывшего Сибирского почтового тракта на расстоянии 60 вёрст от города Казани.
В переписной книге 1678 года Арской дороги Казанского уезда Большие Верези описаны в составе населённых пунктов Нурсеитковой сотни Бахтыгилдина. На тот момент в деревне было 16 крестьянских, ясачных татарских дворов, в которых проживало 31 лицо мужского пола, плативших в общей сложности 8 ясаков с полуясаком[2]. По этой переписи можно сделать вывод, что все жители уже ни одно поколение проживают там, так как нет сведений о переселенцах и о том, что кто-то из местных жителей платил ранее ясаки в других населённых пунктах. Старостой деревни по этой переписи указан Яникейко Тансарин. В деревне была одна мельница, с которой местные жители платили оброк в двадцать четыре алтына, две деньги и пошлину в размере 3,5 деньги.
Несмотря на то что перепись 1710 года по ясачным населённым пунктам Казанского уезда не сохранилась, отсылки на неё можно найти в переписи 1716 года. Так в этой переписи по деревне Большой Верези указано что на момент предшествующей ей переписи 1710 года в деревне было двадцать пять дворов, а ясачного тягла платили пятнадцать ясаков без малой трети[3].
Непосредственно по данным самой переписи 1716 года Большие Верези описаны в составе сотни Мамешеряпка Солтаналеева. По этой переписи в данной деревне описаны уже двадцать дворов, в которых проживало 102 человека: 52 мужчины и 50 женщин. Семь дворов после переписи 1710 года, к переписи 1716 года запустели. Из них померли – 3 человека, бежали – 14 человек и о 2 женщинах – вдове Канке и её дочери Шарке, указано что они «ходя по миру сошли неведомо куды», после смерти отца семейства Акбулата Тойбахтина в 1716 году.
По этой переписи можно проследить и брачно – семейные отношения местных жителей, в частности о том куда выходили замуж местные крестьянские дочери в период между предшествующей переписью 1710 года и нынешней переписью 1716 года. Таких браков в указанный период было воемь. Две местные крестьянки вышли замуж за своих одножителей: Урмякейка Сарбулатова выдана замуж за Ахмаметку Бабахтина, а Биксолтан Ураскина за Аитку Юнусова. Две местные жительницы вышли замуж за крестьян из соседних деревень той же волости: Гулешачка Саркейкина в деревню Кукче – Верези за Канышка Кадырова, а Гуляшка Маметева в деревню Средние Верези, ещё две вышли замуж за крестьян того же уезда: Канисолтанка Тохтамышева выдана замуж в деревню Верхнюю Айшу за служилого татарина Араслана Кутлина, а Нурсалтанка Ураскина выдана замуж в деревню Корсу Иштерячковой сотни за Алмячка Абдергушева. И наконец Марзянка Янтемирова выдана замуж в Уфимский уезд в деревню Ушали за Абдыкейка Тюгеева. Даже эта небольшая статистика за небольшой период времени показывает нам мобильность местных жителей и их активную взаимосвязь с жителями других, не только соседних, деревень.
К 1742 году в Больших Верезях было 30 крестьянских дворов. В тот период данная деревня входила в состав Арсланковой сотни Ускина. Местная мечеть к тому времени была разрушена в следствии кардинальных мер, принятых правительством в тот период, после принятия именного указа императрицы Анны Иоанновны от 11 сентября 1740 года о массовой христианизации иноверческих народов России[4]. Тем не менее несмотря на политику христианизации никто из местных жителей не крестился, а вскоре после приостановления данного указа мечеть была построена вновь.
С каждым годом и каждой новой переписью вплоть до начала I мировой войны и последующей за ней революции 1917 года наблюдается положительная динамика роста количества местных жителей. Так в 1762 году в Больших Верезях проживало 104 человека, в 1859 – 365, в 1897 – 583, в 1908 – 632, а уже в 1920 году, в результате вышеуказанных событий в Больших Верезях проживало – 539 человек.
По сведениям волостных правлений, 1884 года в селении находилась 1 деревянная мечеть. Дворов было – 72, жителей – 197 мужчин, 244 женщины, всего – 241 человек – татар – магометан. Из них 1 мужчина и 1 женщина фактически не жили в деревне. 100 человек были членами сельского схода. Уходили на продолжительные заработки – 4 мужчины, 6 женщин. Достатки местных жителей были средними. Двое местных мужчин 3 месяца в году занимались валяльным промыслом – изготовлением валеных сапог[5].
В Больших Верезях также было развито тканье мочальных рогож, кулей и кульков и витье мочальных веревок. Мочалом называлась замоченная в воде и высушенная внутренняя часть липовой коры – луб, или как его чаще называли в простонародье – лыко, из которого крестьяне в промышленных масштабах изготавливали большое разнообразие необходимых им в быту вещей. Таких как: лапти, банные мочалки, кровлю для крыши, кисти для побелки, сита для муки, а также морские канаты и рогожи – грубую, дешёвую, хозяйственную ткань, из которой изготавливались кули, рогожные мешки, половики и пр. Рогожа как самый ходовой товар, частично экспортировалась. Вплоть до начала XX века, липовая кора «кормила» большое количество крестьян Российской империи и в основном жителей северного Поволжья. По данным переписи Императорского лесного института, только в 1912 году было заготовлено 2,8 миллиона пудов (44 тысячи) тонн мочала. В России в тот момент оно было незаменимым материалом и потому и мочальный промысел был весьма популярен.
Земельный надел на 1884 год составлял: усадьба – 15 десятин, луг поемный – 34,1 десятины, непоемный – 32,9 десятины и всего земли удобной – 62,8 десятин, неудобной – 20, 6 десятин. Размер земельного надела на 1 ревизскую душу составлял – 3,6 десятин.
На 1887 год число ревизских (окладных) душ было – 177, подушная подать составляла - 435,42 рублей, оброчная подать или выкупной платеж - 381,59 рублей, государственный поземный налог- 45,59 рублей, а также земский сбор - 132,87 рублей, мирской (волостной) сбор - 71,68 рублей. Приходилось всех сборов на 1 наличную мужскую душу – 5,42[6].
Также стоит отметить, что про местных жителей говорили, что способ пользования лесом у них самый хищнический «рубить зря; рубить кто хочет и сколько хочет».
В 1898 году, после циркуляра министра внутренних дел об учреждении в постигнутых неурожаем местностях особых должностей – продовольственных попечителей, по Большим Верезям в качестве таковых были выбраны – Лутфулла Абдулбадигов и Файзрахман Мухаметсидиков[7].
Известным уроженцем деревни Большие Верези был – Мустакимов Габдельманнан Биккенеевич (1808 - 1869) —торговец хлебо – бакалейными и мануфактурными товарами, казанский купец 1-й гильдии, попечитель Четвертой соборной мечети г. Казани. В 1864 году он, пожертвовав частью собственного земельного участка, расширил мечеть в южном направлении и соорудил вокруг нее ограду по проекту архитектора П. И. Романова. Первоначальный объем был расширен на величину зала. На южном фасаде выступал прямоугольный михраб. На первом этаже под залом предусматривалось складское помещение, перекрытое крестовым сводом.
На местном кладбище сохранилось несколько старинных надгробий. Самое старинной из них и единственное сохранившееся за XIX век, это могила Хуснижамал, отчество сохранилось неполностью, видны лишь первые буквы «Габд..». К сожалению, и в других местах надгробный камень сохранился не полностью и из того что по нему видно, сохранился лишь 1830 год и запись о местном мулле – Шамседдину Мухаметгалиеву. Но сложно сказать, что подразумевает под собой 1830 год – год её рождения или год смерти и какое отношение она имела к данному мулле. Вероятнее всего исходя из общей практики она могла быть его супругой[8].
Есть на местном кладбище и могилы супругов из арских мещан – Габдрахмана Габделхамидова, умершего 7 февраля 1907 года в возрасте 85 лет и Фарханы Валидовой, умершей 13 февраля 1907 года, умершей в возрасте 80 лет.
Это не единственные из сохранившихся надгробий по членам одной семьи. Так есть 3 надгробия по 3 поколениям одного и того же рода: Габделкаюма Мухаммедсафина, умершего 16 января 1907 года в возрасте 13 лет, его отца – Мухаммедсафы Тохватуллина, умершего 15 ноября 1918 года в возрасте 52 лет и деда – Тохватуллы Хибатуллина, умершего 29 сентября 1907 года в возрасте 74 лет.
Среди других надгробных памятников ранее 1920 года, следует также отметить ещё надгробие Бибихадичи Мусиной, супруги Назметдина Мухаммадиева. Умершей 13 февраля 1911 года в возрасте 66 лет.
До 1920 года деревня входила в Арскую волость Казанского уезда. Казанской губернии. С 1920 в составе Арского кантона ТАССР. С 10.8.1930 в составе Арского района.
[1] Чернышев Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып. 4. – Казань, 2014.
[2] РГАДА, фонд 1209, книга 6453 – С.503об
[3] РГАДА, фонд 350, опись 1, дело 146. – С.239
[4] Ислаев Ф., Галлямов Р. Татарские мечети Казанского уезда середины XVIII века. // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2006. - № 1
[5] Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. – Казань, 1885. – Арская волость - С.5
[6] Материалы для сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии. Вып. 3. Уезд Казанский – Казань, 1887 – С.22 – 25
[7] ГАРТ, фонд 1, опись 3, дело 11069 – С.15
[8] А. М. Гайнутдинов. Арча районы эпиграфик истәлекләре – Казан: ТР ФА Ш Мәржани исемендәге Тарих институты, 2016 – С.34 – 35