В прошлой статье я рассказывал о наших апартаментах на первые дни пребывания. Однако арендовать их на длительной срок было очень дорого и не выгодно. Так что ещё до отъезда я написал в несколько групп в телеграмме, рекламирующих услуги риэлторов по подбору квартир. В итоге выбор остановил на Оксане, которая достаточно подробно все обяснила и цена оказалась ниже, чем у остальных.
Выбирать варианты жилья мы начали ещё за несколько дней до приезда. Раньше смотреть не имело смысла, так как к приезду их могли уже разобрать. Наши условия были скромными (как нам кажется):
- Как минимум одна отдельная комната (в идеале если две);
- Отсутствие живности в виде тараканов и других ползающих тварей;
- Кондиционер;
- Стиральная машина;
- Хороший интернет по оптоволокну;
- Готовность оформить белый картон.
Дополнительные пожелания:
- Посудомойка;
- Возможность зарегистрировать ИП по этому адресу (может пригодиться при открытии ИП с последующим получением ВНЖ).
Несколько вариантов предложила Оксана, несколько сами нашли. Список сайтов, где можно искать: 4zida.rs, kupujemprodajem.com, halooglasi.com, nekretnine.rs, oglasi.rs. Я использовал 4zida.rs.
Через пару часов после приезда в Суботицу мы уже ехали смотреть выбранные варинаты. За пару часов посмотрели шесть квартир. Все были в достаточно новых домах, одна в новостройке.
После просмотра мы остановились на двух квартирах от одной фирмы. Обе квартиры были близнецами (мебель и техника одинаковые), отличались расположением, чуть-чуть планировкой, в одной была ванная, в другой – душ. Обе были со стиральной машиной, посудомойкой, отдельной спальней. Первая квартира была в 15 минутах от центра, вторая – в 5-7 минутах. В обеих не было интернета, но владелец готов был его оперативно подключить. Несмотря на то, что нам дали время подумать до воскресенья - понедельника, уже на следующий день (в субботу) один из вариантов сдали, что и определило наш выбор.
В воскресенье перевезли вещи, подписали акт передачи, внесли залог и получили наши ключи. Чаще всего делают обычный договор аренды, но в данном слачае фирма настояла на нотариальном. Расходы в 7000 динар договорились оплатить пополам. Как нам пояснил риэлтор, нотариальный договор не обязателен, но нам с ним будет проще делать белый картон, не нужно будет присутсвие собственника.
Во вторник пришел мастер и подключил интернет. Как бы это выглядело в России: пришли, пробурили дыру над входной дверью, завели провода, оставили бы висящим над дверью роутер, пыль, грязь и мусор.. Конечно делают лучше, часть вещей утрировано. Но вот так было у нас: пришел мастер с роутером, подключил к уже имеющемуся в квартире оптическому разъему, скоммутировали в кроссовой оптику и всё... Фантастика, строить квартиры с заранее заведенной оптикой под интернет! А еще говорят Сербия, это Россия 2000х... Не верьте им.
Отдельно расскажу про нотариуса. Мы пришли всей семьей к назначенному времени. Нас уже ждала наш риэлтор Оксанаи еще какие-то люди. Пришел переводчик и передала нам перевод на русский язык договора об аренде, который мы увидели впервые. Мы стояли у входа, читали и удивлялись требованиям, прописанным в договоре. Нам предложили зайти внутрь... Несмотря на некоторое беспокойство, все прошло гладко=)
Пришли мы всей семьей к назначенному времени к нотариусу. К нам подошел наш риэлтор. К нему присоединились еще несколько людей. Появился переводчик и передал нам перевод договора об аренде на русский язык, который мы ранее не видели. Мы стояли у входа и внимательно читали содержание документа, удивляясь некоторым условиям, о которых мы не знали. Нам сразу сказали, что можно заходить внутрь, и там все исправят. Было ощущение, что нас "разводят", но в итоге все прошло успешно.
Люди, которые были у входа, тоже читали наш договор. Сначала я подумал, что это представители фирмы. Однако они оказались свидетелями, которые необходимы при заключении нотариальных договоров в Сербии. Вместе с ними, а потом уже и с нотариусом, мы внимательно прошлись по всему договору, исправляю опечатки и спорные пукнты. Например убрали пункт, согласно которому после окончания аренды было необходимо провести работы по покраске стен и техническому обслуживанию всего оборудования, установленного арендатором. А также пункт(к нашему сожалению..), что мы начинаем владеть квартирой. Стоимость услуг нотариуса оказалась выше оговоренной (14 тысяч динар, вместо 7), и по общему согласию мы оплитили только заранее оговоренную сумму в 3,5 тысячи динар, остальное доплатила фирма.
Итого: стоимость аренды составила 350 евро в месяц, залог - 350 евро, услуги риэлтора - 175. Еще 10 евро мы заплатили за переводчика.
Довольные, держа в руках ключи и все необходимые документы, мы отправились домой. На этом все на сегодня. До встречи в следующем выпуске!