Итак, гуманизм, как и теизм, — это мировоззренческая концепция, своего рода фундамент, на основании которого выстраивается идейный каркас общества. Популяризатор науки Ю. Н. Харари в своей работе «Хомо Сапиенс. Краткая история человечества» определил гуманизм как новую религию, которая в итоге распалась на три ветви — либерализм, коммунизм и фашизм (названный в его книге «эволюционным гуманизмом»).
Это, конечно, очень смелая авторская интерпретация, с которой сложно согласиться. Обоснование у него следующее:
«В современную эпоху появились многие новые религии «законов природы», такие как либерализм, коммунизм, капитализм и нацизм. Эти учения не любят, чтобы их называли религиями: они, мол, идеологии. Но это лингвистические тонкости. Поскольку религией мы называем систему норм и ценностей, основанную на вере в высший, не от человека порядок, то коммунизм надо считать религией с таким же правом, что и ислам».
В другой своей работе он уточняет свою мысль:
«Если теистические религии — порождение аграрной революции, то детища научной революции — гуманистические религии, в которых богов заменили люди. Теисты поклоняются Богу, гуманисты поклоняются человеку. Базовая идея гуманистических религий, таких как либерализм, коммунизм и нацизм, заключается в том, что Homo sapiens обладает некой уникальной и священной сущностью, которая является источником смысла и права во Вселенной. Всё происходящее в космосе оценивается как хорошее или плохое с точки зрения влияния на человека».
Чтобы уверенно двигаться дальше, нам нужно определиться с тем, что такое идеология и религия. Мы определили, что основанием любого общественного строительства является мировоззренческая концепция. На данный момент мы можем выделить два глобальных вида МК — теизм и гуманизм. Но теизм объединяет в себя множество видов теистических концепций: христианскую, исламскую, буддийскую, индуистскую, зороастрийскую и т. д. Они могут в чем-то сходиться, а в чем-то различаться. МК — это глобальное объяснение бытия (как появился мир, человек, животные, куда всё движется и для чего существует). Религии — это сложная система, которая содержит МК, но не только. Поэтому мировоззренческая концепция является лишь частью религиозного знания.
Гуманизм, в отличие от теизма, объединяющего множество разных картин бытия, опирается на одну мировоззренческую концепцию (мир и всё в мире возникло само собой — без Творца). Сама концепция неполна и изменчива. В нее постепенно были введены Большой взрыв и теория эволюции. Позже может появиться что-то новое, а старое — исчезнуть. И никто не возмутится, потому что «так сказали ученые», и баста.
И хотя гуманистическая МК одна, на ее основе возникают отличающиеся общественные конструкции. И эти общества можно тоже довольно условно разделить на подтипы: либеральные, коммунистические и националистические (фашистские). Эти системы названы идеологиями, а кто-то, как мы видели выше, даже называет их религиями. Применимо ли к идеологиям такое определение?
И можно сказать следующее. Безусловно, идеология — это не религия в классическом понимании. И все же общие черты имеются. Но главное — это система, занявшая место, которое в теистическом обществе занимала религия. Потому можно сказать, что идеология — это «религия» гуманистического общества. И похоже, что общество без религии или ее сестры — идеологии — не может обойтись.
Возвращаясь к словам популяризатора науки Ю. Н. Харари, следует сказать, что направление мысли у него верное, но только в общем. Но и неправильно будет говорить, что гуманизм «как успешная религия распался на три ветви».
Теизм объединяет несколько мировоззренческих концепций (МК), основанных на вере в тварность мира. Но на одной МК могут базироваться несколько религий. Например, одной МК пользуются иудаизм, христианство и ислам. И еще близкими по МК являются православие, католицизм и протестантизм. В случае с иудаизмом, христианством и исламом — религии разные, а мировоззренческая концепция — одна, с небольшими расхождениями. Все три религии верят в то, что мир создал Бог, что Он же создал человека и животных. Что творение происходило последовательно. И даже называют одних и тех же патриархов и пророков. Различия идут уже на богословском, но не на мировоззренческом уровне. А в случае с православием, католицизмом и протестантизмом эта картина становится еще более очевидной. Хотя тут уже возникает вопрос: можно ли называть эти ветви христианства разными религиями — это не суть важно. Главное — понять принцип. Одну мировоззренческую концепцию могут признавать и исповедовать несколько религий одновременно. Примерно то же самое мы можем видеть и в случае с гуманизмом.
Одну мировоззренческую концепцию (МК) — мир возник сам собой, человек — это эволюционировавшее животное, ставшее главным на планете благодаря разуму, позволившему ему одержать верх над другими видами животных, — признают и используют все гуманистические идеологии: либерализм, коммунизм, национализм (фашизм) и их разновидности.
Если МК — это фундамент любого общества, то религия, или в случае с гуманистической МК — идеологии, — это идейный каркас. И я предлагаю более подробно разобрать в отдельности самые важные гуманистические идеологические конструкции. И начнем мы с национализма и его крайней формы — фашизма.
Фрагмент книги.
01.06.24
Друзья, книга эта пока лишь у меня в голове в виде самой общей задумки. То, что я выкладываю здесь, — это рабочие фрагменты, которые потом (после того как накопится достаточно материала) буду собирать в единое целое.
А.Смирнов. Рабочий фрагмент книги посвященной устройству общества.
Для контактов https://t.me/mefodiyplus