Со всех сторон (в том числе и в комментариях на этом канале) только и слышно, что современные дети совсем не читают. Я с этим не согласна, иначе для кого в книжных магазинах такое количество детской и подростковой литературы. Если бы книги не покупали, издательства бы их не печатали - законы бизнеса. На Авито хорошие детские книги продаются молниеносно, за особо популярными книгами (тираж которых раскуплен в книжных и на маркетплейсах) приходится устраивать охоту. Мне кажется, что всегда были и есть дети, которые любят читать, и дети, мягко говоря, равнодушные к чтению.
Другое дело, что в целом читать стали меньше. Но это не потому, что все мы стали вдруг ленивыми и необразованными, просто с широким распространением Интернета поменялась жизнь, появилось множество вариантов как для активного, так и для "диванного" досуга: онлайн-кинотеатры, сотни ТВ-каналов, компьютерные игры, ролики и море интересной информации в сети.
Для предыдущих поколений книги были окном в мир, а сейчас нет смысла читать статью энциклопедии об условной колибри или пустыне Намиб, когда красочный ролик на ютуб справится с задачей повышения Вашей эрудиции за считанные минуты.
Но детям чтение необходимо для правильного и гармоничного развития, для тренировки мозга, расширения словарного запаса, развития воображения и фантазии, концентрации внимания и тп. Поэтому задача родителей - привить ребенку интерес к чтению, читая вслух/по очереди/по ролям, подбирая книги, способные увлечь, показывая собственным примером, что чтение - это увлекательно и не скучно.
Учительница дочери во 2-3 классах придумывала разные способы заинтересовать детей чтением: давала задание прочесть определенную книгу, потом устраивала викторины, командные и индивидуальные соревнования, выдавала грамоты первым прочитавшим, водила на спектакль по прочитанной книге. Форматы менялись, но результат, на мой взгляд, был одинаков: читающие дети читали, не читающие - не читали, и плевать они хотели на грамоты, наклейки и статусы победителя.
Над задачей поддержки и развития детского и семейного чтения бьются также московские библиотеки. Именно с этой целью в 2004 году "Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара" (Гайдаровка) придумала Московскую городскую программу летнего чтения (ПЛЧ).
Суть программы в том, что любой ребенок и подросток обязуется прочесть за лето книги (не менее 3-х) и подготовить по ним читательский дневник в любом формате (электронный, бумажный, видео, творческая работа). Все участники, выполнившие эти нехитрые условия, становятся победителями и приглашаются в сентябре на церемонию награждения.
Пройти простую регистрацию и узнать подробности ПЛЧ можно на сайте Гайдаровки: http://www.gaidarovka.ru/summer2024
Там же есть список рекомендованной литературы, можно читать книги из списка, а можно любые другие по главной теме ПЛЧ. Тема 2024 года - "Первооткрыватели".
Мы с дочкой уже зарегистрировались на ПЛЧ-2024, это наше третье участие, в 2022 году была тема "Маленькие истории большой планеты", в 2023 - "Земля со всех сторон".
Награждение проходит в Центральной детской библиотеке округа, где детей и их родителей ждет встреча с современными детскими писателями, награждение, фото- и автограф-сессии. Вместе с сертификатами победителя ПЛЧ детям дарят небольшие подарки: журналы, блокноты, карандаши, наклейки.
В 2022 году у нас на празднике была Юлия Кузнецова, с чьим творчеством мы уже были знакомы, и писательница подписала дочке книгу "Дом П", которая была в нашей детской библиотеке, в 2023 - Валентина Дегтева и Дмитрий Сиротин.
Как-то на уроке в классе зашел разговор о современных детских писателях, и дочь сказала, что она дважды была на встречах с настоящими писателями. Ох, с какой гордостью она рассказывала мне, с каким изумлением на нее смотрели одноклассники!