Картина Адриана де Лели "Художественная галерея Яна Гилдемейстера" поражает не только своей непринужденностью и мастерством живописи, но и тем, как втягивает зрителя в атмосферу изображенной комнаты, полной картин и людей. Атмосфера эта самая приятная. Мы находимся в одном из помещений художественной галереи голландского коллекционера Яна Гилдемейстера, изображенного в центре композиции. Уже не молодой упитанный мужчина в сером камзоле, беседующий с человеком в красном — это и есть господин Гилдемейстер. По сути, перед нами групповой портрет, преподнесенный в жанровом стиле. Такой подход позволяет увидеть и реальных людей в их достоверном виде, и антураж, характеризующий персонажей, и сюжет, за которым интересно следить.
В данном случае показано, что делают люди в галерее.
Как видим, коллекционер с удовольствием принимал посетителей, в его собрании хранилось более чем 300 картин, рисунков и гравюр. Среди экспонатов были произведения и таких великих художников, как Рубенс и Рембрандт. Своим личным гостям (в данном случае это моряк Корнелис Рудольф Теодор Крайенхофф), Ян Гилдемейстер лично рассказывал о картинах. Также он позволял копировать работы, чем и занимается дама в окружении двух заинтересованных господ. Говорят, среди посетителей художник написал и себя, но я не могу его идентифицировать. Больше всего на его автопортрет похож мужчина, что-то очень пристально разглядывающий на стуле.
Де Лели написал картину в 1794-95 годах. Увы, уже в 1799 изображенный им коллекционер умер в возрасте 55 лет. Ян Гилдемейстер Янш приехал в Голландию в детстве из Лиссабона, откуда его семья уехала после разрушительного землетрясения. С юных лет проявился его интерес к искусству и собирательству. Поначалу Гилдемейстер хранил свою коллекцию в поместье, унаследованном им от отца, но потом купил особняк, который бывшая владелица уже оформила весьма художественно. В частности, потолок, показанный в картине де Лели, был расписан Якобом де Витом. В таких интерьерах коллекция выглядела очень уместно.
После смерти Гилдемейстера все унаследовала его племянница, которая в 1800 году продала коллекцию за 167 000 гульденов. Сейчас картины из этого собрания находятся в разных музеях и также у частных лиц.