Найти тему

Обь и эзотерика, или тайна первого подъема по ней

концепт историко-географического экспедиционного проекта,
а также прокладывания туристического маршрута

1. Историко-реконструкционные предпосылки
История России и территорией соседних стран как следствие ее физической географии – береговые очертания континентов, климат, полезные ископаемые, флора и фауна – возможна ли такая постановка вопроса? Если возможна, то для каких эпох?
Еще один концепт историко-географического экспедиционного проекта по мотивам произведения В.Т.Поляковского
«Рыцари Гипербореи».
Плавания западноевропейцев по т.н. северо-восточного проходу, который мы сейчас называем Северным морским путем, имели ярко выраженную системную цель: предпринять попытку найти путем плавания в водах северных проход к теплым тропическим странам. И по пути своего следования они неизбежно открывали устья рек, впадающих в Северный ледовитый океан.
При этом:
- соображения их выживания могли приводить к тому, что они путем подъема по ним находить как можно более удобное место для зимовки,
- соображения наиболее безопасного возращения обратно в Европу могли им подсказать обратный путь по более южным широтам с их более продолжительным сезоном безопасных перемещений,  без полярного экстрима,
- соображения как можно более четкого очерчивания крайнего рубежа географических познаний могли проявиться в том, что могло быть зафиксировано его название, и оно могло превратиться в символ своего рода «края света», за которым лежат земли неизведанные,
terra incognito,
- соображения экстремальности полярных широт могли внести коррективу в итоговую затею прокладывания желанного северо-восточного пути сугубо по морю, и могла появиться идея разведки (по крайней мере) пути типа «море + река». При этом, опять же романтика неизведанного, а также запасы продовольствия, могли в определенный момент исчерпаться, и вышедшие на первый план соображения выживания могли породить решение о скорейшем возвращении домой или достижения уже тех мест, которые были как минимум известны,
- еще одно соображение, связанное с вероятными источниками финансирования первых экспедиций. К определенному моменту территория Сибири могла оказаться уже пройденной некими путешественниками насквозь. То ли с Запада на Восток, то ли с Востока на Запад – не принципиально, и там, а также на соседних территориях,  могло быть замечено обилие мест, которые могли бы претендовать на роль сакральных, т.е. открытых для посещения строго для узкого круга лиц.  А это значит, что в случае появления в Европе достаточного количеством
КНДМ-ов, т.е. коллективных нераспределенных денежных масс,  которые были бы вполне желательны для сокрытия, от глаз посторонних и на средства от которых частично и проводились дальние экспедиции, таковые места вполне подходили бы для организации там хранилищ оных. Путем создания укрепленных поселений, в частности, монастырей.
В одной из глав «Рыцарей Гипебореи» автор показал, что в рамках парадигмы постепенного освоения территорий неизвестных, следующей из ограниченности ресурсов и их не резкого, но постепенного выделения, первое плавание вверх по Оби должны было завершиться подъемом вверх до первого устья большой реки, текущей с запада. А последующие? С ними все было куда более интересно.
Рассмотрим группу путешественников, которая, двигаясь вверх по Оби от ее устья и уже зная безопасный путь обратно в Европу через Тобол и Туру, в устье Иртыша повернет на восток, тем самым продолжая плавание по основному руслу. Может быть, им где-то выпадет по пути их следования перезимовать – перезимуют, раз уж есть полярные навыки. Она долго будет подниматься вверх, не станет обращать внимание на не очень широкие Чулым, Томь и Иню, и рано или поздно достигнет места соединения Бии и Катуни, места нынешнего города Бийск. Далее Алтайские горы. Плыть некуда. Удобный водный путь на восток точно не просматривается. Их действия?

Они довольно простые. Они зафиксируют широту этого места, это ровно 52-й градус. Примерно широта Амстердама, Берлина и Варшавы. Им уже известна широта северной Индии: 30-й градус. Итого, если с изломами, около трех тысяч километров. Если в сторону дома вниз по Оби, то более трех в половиной тысяч километров до устья, а там еще губа примерно в восемьсот километров. Примерно столько же, если придерживаться водного пути со всеми изломами рек, до Урала.
И у них вполне мог зародиться план: в честь своего пребывания в горах Алтая оставить здесь некий сакральный символ, а самим, придерживаясь направления перемещения с севера на юг, попытаться дойти до Индии. Может быть, такой поход и был предпринят. А если он и был предпринят, то не обошлось без прохода через Гималаи. Выживать при этом в горно-пустынных условиях путешественникам было нелегко, зато направлением перемещения проблем не было, так как была четкая ориентация на юг. И где-то там тоже мог появиться в результате этого сакральным символ.
В общем сложности при прохождении путешественниками с севера на юг они могли пройти через две (!) традиционные зоны сакральных мест: Алтай и Гималаи.


2. Непосредственно концепт историко-географического экспедиционного проекта, а также прокладывания туристического маршрута

Теперь давайте попытаемся адаптировать этот материал к формату экспедиционных, туристических и кинематографических проектов. К особенностям ситуации можно было бы отнести широкую распространенность эзотерических практик и неплохо сложившийся имидж Алтая в качестве источника сил и духовности.
Это позволяет скреативить в качестве рабочей версии следующий план разворота проекта:
- первый тур проводится в формате фестивально-экспедиционного с элементами народной дипломатии, по его ходу снимается репортажный фильм. Маршрут можно было бы проложить от самого устья Оби, т.е. от порта Салехард, с подъемом по Оби на быстроходном транспортном средстве, либо же в Ханты-Мансийске или Новосибирске, по обстоятельствам
- следующим экспедиционным туром может быть пеший или автомобильный поход от Алтая до Северной Индии
Еще по итогам не исключена попытка разработки сценария художественного фильма.
На следующий сезон можно ставить вопрос о массовом туризме, причем место старта теплохода может, опять же, быть произвольным.

Автор концепта: В.Т.Поляковский,

Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055