Природа одарила Стеллу Гольдшлаг нетипичной для представителей её национальности «арийской» внешностью и поистине «чёрным» сердцем. На совести этой женщины - сотни, если только не тысячи загубленных жизней.
И при этом чьих жизней? Её же соотечественников, подчас - знакомых и даже дальних родственников... Как получилось, что красавица превратилась в чудовище? Ведь, сначала ничто, как говорится, не предвещало подобного исхода.
Жизнь до войны
Стелла Ингрид Гольдшлаг появилась на свет в творческой семье: её отец был композитором, а мама - певицей. Не было ничего удивительного в том, что дочь унаследовала от них талант и в детстве с удовольствием пела в школьном хоре. Где, кстати говоря, познакомилась со своим будущим супругом - музыкантом еврейского происхождения Манфредом Кюблером, замуж за которого и вышла незадолго до начала войны.
Отец мечтал о карьере исполнительницы джаза для своей дочери. Но у Стеллы ко времени окончания школы появились уже другие интересы. Она увлекалась модой и вместо карьеры джазовой певицы предпочла выучиться на модельера... Что же, учитывая, что Европа, а в особенности, Германия, тогда ещё до сих пор не пришла в себя после Великой Депрессии, это и вправду был очень полезный для жизни юной девушки навык, позволяющий не только одеваться красиво самой, но и шить вещи на заказ.
Итак, как можно видеть, детство и юность Стеллы Гольдшлаг складывались вполне удачно. И если бы не Вторая мировая война, девушка прожила бы счастливую жизнь, воспитывая детей и занимаясь творчеством. Но приход к власти Гитлера поставил крест не то что на счастье - на жизнях миллионов людей. И хотя фрау Кюблер в полном смысле нельзя было бы считать жертвой нацистского режима, её жизнь резко изменилась на «до» и «после».
«До» - это до 1938 года, до так называемой «Хрустальной ночи», с которой, по сути, начались гонения на евреев сначала в Германии, а затем и в других странах, оказавшихся под властью Гитлера.
Кое-кто из соотечественников фрау Кюблер, вовремя поняв «откуда ветер дует», начали покидать Германию и перебираться за море. Среди них была и семья бывшего одноклассника Стеллы - некоего Питера Ванденрайха. Именно он в 1992 году напишет прогремевшую на весь мир книгу о девушке, которая ему когда-то нравилась, но затем вышла замуж за другого.
«Рождение» «Ядовитой блондинки»
И можно было бы посчитать этот роман местью брошенного поклонника, если бы не одно обстоятельство. То, что написанное в нём было чистой правдой. Стелла Гольдшлаг, подобно библейскому Иуде, за «30 серебрянников» продавала своих ближних. В том числе даже друзей семьи. И даже родственников.
Впрочем, поначалу, согласившись стать «охотницей на евреев», Стелла преследовала, как ей казалось, благородную цель: она спасала своих мужа и родителей от депортации, а по сути - от гибели в газовых печах одного из многочисленных концлагерей. Хотя, наверное, материальное «поощрение» тоже сыграло свою роль: 300 рейхсмарок, ведь, на дороге тоже не валяются.
В общем, после своего ареста в начале 1943 года и неудачного побега фрау Кюблер согласилась сотрудничать с гестаповцами в обмен на то, что те не тронут её близких. В чём заключалось это «сотрудничество»? В том, что Стелла должна была выслеживать и сдавать немцам своих соотечественников, ушедших в «подполье».
«Работа» в гестапо
Боясь разочаровать своих «покровителей», молодая женщина рьяно принялась за дело. А муж, не имевший ни собственного мнения, ни силы воли, всячески ей в этом помогал.
Поскольку действовать нужно было быстро, Стелла решила для начала «продать» всех своих знакомых, в том числе и близких друзей семьи. Людей, которых она знала с детства и, очень может быть, считала кем-то вроде своих дальних родственников.
Впрочем, знакомые скоро «закончились» и фрау Кюблер пришлось основательно подумать, где бы ей раздобыть новый «товар». Стелла начала прочёсывать берлинские улицы и подворотни в поисках скрывающихся евреев.
Представлялась им точно таким же нелегалом, и, выслушав сетования людей, подчас страдавших от голода и холода, предлагала им свою помощь. Назначала место встречи, где она якобы могла передать нуждающимся еду и другие предметы первой необходимости. Только вот когда несчастные туда приходили, их там уже поджидали гестаповцы.
Не гнушалась фрау Кюблер лазать и по опустевшим домам депортированных евреев. Там она искала записные книжки, по которым «вычисляла» имена и адреса своих новых жертв.
Разумеется, подобная «деятельность» не могла остаться незамеченной. И уже вскоре по Берлину поползли слухи об очень красивой белокурой еврейке, выслеживающей своих соотечественников и сдающей их гестапо.
Прячущимся в подполье людям приходилось проявлять чудеса маскировки и изворотливости, чтобы только не попасться на глаза «Ядовитой блондинке», как кто-то метко назвал Стеллу Кюблер и с его лёгкой руки это прозвище, так сказать, пошло в народ.
Стелла «продавала» соотечественников целыми семьями, не щадя ни стариков, ни детей. Для неё не было разницы, кого выдать гестаповцам: незнакомого ей лично человека, бывшую школьную подружку или дальнего родственника.
Правда, надо сказать, что нескольким людям она помогла избежать почти верной погибели вовремя предупредив их о готовящейся облаве. Но на фоне общего числа тех, кто по милости «Ядовитой блондинки» был отправлен в газовые камеры, это, конечно же, капля в море. Ведь общее число жертв Стеллы составляет от 600 до 3000 человек.
Так продолжалось до тех пор, пока немцы не взялись всерьёз за её собственную семью. Фрау Кюблер наслаждалась жизнью, посещала кафе и рестораны, благо, что теперь она вполне могла себе это позволить.
И тут - словно гром среди ясного неба! Её муж, а также свёкор и свекровь, а вслед за ними и родители, были отправлены в концлагеря, где и закончили свою жизнь в газовых камерах.
Что же сделала Стелла? Разорвала сотрудничество с немцами и поклялась мстить убийцам своих близких, как это на её месте сделал бы, наверное, любой другой человек?
Ничуть ни бывало! Фрау Кюблер продолжила работать на нацистов, причём, делала это с не меньшим рвением, чем раньше. Более того, уже вскоре после гибели первого супруга она вновь выходит замуж. На этот раз её избранником стал точно такой же коллаборационист и охотник на евреев, как и сама Стелла. Так что у них, можно сказать, сложился «семейный подряд».
Пытаясь «замести» следы
Так продолжалось до марта 1945 года, пока Стелла, будучи уже беременной, уехала из Берлина в Либенвальд, где и пережила конец войны. Там у неё и родилась дочка, получившая имя Ивонн.
К слову, по некоторым данным отцом девочки был вовсе не второй муж «Ядовитой блондинки». А человек, которого она сама же и выдала гестаповцам - некто Хейно Месль.
Как бы там ни было, но после окончания Второй мировой войны Стелла попыталась избежать правосудия. И не придумала ничего лучшего, кроме как выдать себя за одну из жертв нацистского преследования.
Но другие евреи, которым только чудом удалось избежать во время Холокоста ареста, слишком хорошо запомнили «Ядовитую блондинку» и сразу же её опознали. Так, что перед советским военным трибуналом Стелла предстала уже без своих белокурых волос. Должно быть, кто-то из родственников её жертв ещё до суда разобрался с пособницей гестаповцев по-своему: обрил её налысо, что, к слову, нередко случалось и с другими колаборационистками.
Получив 10 лет исправительных лагерей, Стелла отправилась в Заксенхаус, где и просидела «от звонка до звонка». После возвращения из лагеря её снова приговорили к десяти годам. Но этот срок она уже не отбывала, поскольку в счёт пошло предыдущее заключение.
«Предательство» родственников
Вернувшись в Берлин, Стелла попыталась отыскать дочь, которую, по вполне понятным причинам разлучили с её преступной матушкой и отдали на удочерение в другую семью.
Можно только представить, какое потрясение пережила девочка, когда она узнала о подробностях биографии своей матери! Ивонн не захотела общаться с бывшей «Ядовитой блондинкой» да и впоследствии всячески открещивалась от родства с ней.
А что же сама Стелла? Поняв, что наладить отношения с дочерью ей не удастся, она занялась своей личной жизнью. Да так успешно, что после брака с несчастным Манфредом Кюблером, сгинувшим в Освенциме, она ещё четыре раза выходила замуж.
С запозданием вспомнив о спасении души, бывшая колаборационистка обратилась к религии и стала ярой христианкой. Но при этом почему-то была и завзятой антисемиткой.
Кроме Ивонн у неё была ещё дочь, родившаяся от одного из «послевоенных» мужей. Которая, едва повзрослев, покинула мать и прервала все контакты с ней.
Вместо заключения
После смерти своего пятого и последнего мужа, последовавшей в 1980 году, Стелла переехала во Фрайбург, где вела жизнь обычной немецкой фрау. Соседи, которым она, конечно же, не стала посвящать в подробности своей биографии, считали её немкой и даже не догадывались о том, какое же чудовище поселилось поблизости от них.
Во Фрайбурге Стеллу и нашёл её бывший одноклассник, Питер Ванденрайх. Который, вместе с родителями иммигрировав в Америку ещё в конце 1930- годов, взял себе другую фамилию - Уайден и занимался журналистикой.
Он уговорил бывшую подружку по школе дать ему три интервью, а позже, опираясь на них, написал книгу «Стелла», в которой и поведал миру о «подвигах» «Ядовитой блондинки».
В 1993-м году роман издали в Германии. Так соседи и приятели Стеллы узнали о том, чем она на самом деле занималась в годы Второй мировой войны. И это стало для бывшей колаборационистки началом конца.
Столкнувшись с обрушившейся на неё ненавистью и презрением не только знакомых, но и совершенно чужих людей, Стелла предпочла уйти из жизни добровольно.
По крайней мере, другого повода для того, чтобы броситься в воды озера Моосвайер во Фрайбурге-Ландвассере у неё, 72-летней довольно состоятельной дамы, не было.
Так возмездие через года и десятилетия настигло ту, по чьей милости были загублены сотни, если только не тысячи жизней ни в чём неповинных людей.
Впрочем, Питер Уайден, ставший косвенным виновником гибели Стеллы, вовсе не считает её истинной злодейкой, а, скорее, приравнивает к таким же жертвам Холокоста, как и те, кто был схвачен по её наводкам и отправлен в концлагеря.