Есть немало крепких и запоминающихся лент на военную тематику. Как зарубежных и советских, так и современных российских (внезапно!). Это действительно благодатный и щедрый на сильные фильмы жанр. Но в любых жанрах хватает глубоко зарытых и давно забытых "бриллиантов". И вот об одном из таких незаслуженно забытых массовым зрителем "бриллиантов" пойдет речь в этой статье.
"Галлиполи" (столь загадочное название — это, на деле, условное место, в котором состоялось сражение между австралийцами и турками во время Первой мировой) рассказывает о двух очень разных юношах, по доброй воли вступивших в ряды австралийской армии и отправившихся на войну с турками (союзниками Германии). Но война — войне рознь, как и сражения — сражениям. Как в реальной жизни, так и в кино. Многие фильмы показывают военные действия, в первую очередь, с героическим и патриотическим апломбом. Но "Галлиполи" не из их числа. Здесь мы увидим реальный и безжалостный оскал войны. Причем, лишь в самом конце фильма, все время до этого момента успешно "прикидывающегося" легковесным и милым роуд-муви про двух закадычных приятелей.
Именно этот нехитрый и жизненный прием превращает отличное кино в настоящий шедевр, в первую очередь, с драматургической точки зрения.
Первые 80% ленты — это легкое, приятное и мало на что претендующее кино. Зритель наблюдает за действиями двух простых и честных парней, не догадываясь, что за развязка ждет его (и их) в финале. И за это время оба главных героя незаметным и естественным образом становятся нам родными. За это стоит сказать спасибо превосходному сценарию, реалистичным характерам героев и великолепной актерской игре (при этом, никто из них не "блещет" в модном понимании этого слова и не перетягивает на себя одеяло, что идет фильму только на пользу).
Концовка "Галлиполи", вероятно, одна из самых мощных и шокирующих в истории всего кинематографа.
Навскидку я могу припомнить лишь пару-тройку фильмов, вызвавших во мне сравнимую бурю эмоций. Под занавес этого фильма ты испытываешь и ужас, и мировую боль, и катарсис, и восхищение постановщиками...
Но нельзя сказать, что фильм ценен только лишь своей концовкой. Удивительным и в какой-то степени парадоксальным образом именно концовка и придает ценности первой, будто бы, не сильно примечательной половине фильма.
Именно вместе эти две половины работают наилучшим образом, усиливая друг друга. Не будь первой убаюкивающей и легкой половины, — не работала бы вторая (военная) половина фильма, и наоборот.
В "Галлиполи" прекрасно все. Здесь много добродушного и понятного, очень человеческого юмора (сцена с ослами — это одно сплошное великолепие), здоровских диалогов, в которых нет ни единого лишнего слова и запоминающихся героев, в том числе и второстепенных. А сколько тем покрывает это кино... словами не передать! Дружба, сила воли, юношеская романтика и наивность, бездушие командования и военной машины, фатализм, идеалы, промывка мозгов, героизм и это даже не 1/5 всего, что фильм показывает напрямую или втихую.
Что еще? Музыка — немаловажный столп этой ленты. Смелая, электронная и опережающая свое время (фильм 1981 года!) она буквально создаёт разрыв шаблона, но, вместе с этим, удивительно удачно вписывается в видео-ряд. Ну и молодой, любимый многими Мэл Гибсон, конечно же, очень хорош. На него безумно приятно смотреть. Однако, как уже было сказано выше, он не вытягивает на себе этот фильм, не в нем тут дело. Он — лишь приятный дополнительный бонус. Такое Кино прекрасно справилось бы и без него. Но с ним, конечно, лучше...)
Рекомендую всем, кто уважает военные и исторические фильмы и желает испытать сильнейшие эмоции. Но будьте осторожны, в финале можно ненароком и слезу проронить. И не одну. Уж поверьте, я знаю, о чем говорю.
— Какие у тебя ноги?
— Пружины, стальные пружины.
— И что они должны сделать?
— Промчать меня вперед.
— Как быстро ты можешь бежать?
— Как леопард.
— И как быстро ты побежишь?
— Как леопард.
— Так покажи мне это!