Сегодня день защиты детей. Тема – деликатная. И меньше всего хочется разгонять по этому поводу какой-то пафос. Тема нуждается, возможно, в меньшей степени в постах, чем в чем либо другом. Но… лет 10 назад было немного другое время и другая жизнь, и я тогда и написал этот текст – отзыв на еще один текст. Я разместил это тогда на одном специализированном ресурсе. И вот сейчас, так сказать, сдув пыль (слегка подредактировав), поборов некоторое сомнение, я решил все-таки поделиться им.
Начнем с длинной цитаты:
‘Мама должна любить меня’ — правда ли это? Это смерть мечты. Ты можешь увидеть хотя бы одну хорошую причину верить в историю, что кто-то когда-либо должен любить тебя? Вы пытались когда-либо любить вашего воспринимаемого вами врага? Это бесполезно. Кем бы вы были без истории, что мама должна любить вас? Вы были бы собой, без всяких усилий. Без маски, без фасада. Это как чувство свободы для меня. Желать, чтобы мама любила тебя, подобно смирительной рубашке. Это подобно собаке, которая ползает и просит с болтающим языком: «Люби меня! Люби меня! Я буду хорошим! Я буду хорошим!» Составьте список всего, что вы бы хотели, чтобы она сделала для вас, и потом сделайте это для себя и делайте это сейчас. Вы хотите, чтобы она это сделала для вас? Сделайте развороты и будьте сами для себя матерью.»
Написано Байрон Кейти (@byron.katie). Ее имя довольно широко известно в узких кругах адептов западных школ духовного пост-модерна. Когда-то давно, когда я сам был... адептом западных школ духовного пост-модерна, я случайно наткнулся на него и ... не смог пройти мимо. Мне показалось, что этот текст достоин комментария.
Он построен в форме полемики или точнее сказать беспощадного разоблачения утверждения, очевидным образом, исходящим из уст ребенка: «мама должна любить меня» (так и просится восклицательный знак).
И вот, Байрон Кейти ставит вопрос: а правда ли это? И шаг за шагом как-будто бы разбивает эту идею, эту глупую, дурацкую идею, что кто-то будто бы кому-то что-то должен.
Ведь это в принципе довольно популярная точка зрения, что в этой прекрасной и удивительной жизни никто никому ничего не должен. И Байрон Кейти демонстрирует насколько уродливым и жалким выглядел бы ответ: «да» на вопрос: должна ли мама любить меня? Но… уже сам вопрос, если посмотреть на него «без маски, без фасада» - не звучит ли он безобразно уродливо, не является ли он маркером чего-то, что, возможно, не столь прекрасно, чтобы это хотелось демонстрировать?
Должна или не должна? А разве (если бы вдруг выяснилось, что все-таки должна) есть такая возможность: взять и вдруг начать любить? А если ее (такой возможности) — нет, то что это? Что это: ставить вопрос, ответ на который заведомо предопределён?
Еще раз процитирую:
«Желать, чтобы мама любила тебя, подобно смирительной рубашке. Это подобно собаке, которая ползает и просит с болтающим языком: «Люби меня! Люби меня! Я буду хорошим! Я буду хорошим!» Составьте список всего, что вы бы хотели, чтобы она сделала для вас, и потом сделайте это для себя и делайте это сейчас».
Так вот, оказывается, о чем идет речь, так вот что оказывается называется любовью:
«Составьте список всего, что вы бы хотели, чтобы она сделала для вас, и потом сделайте это для себя и делайте это сейчас».
Если не красиво просить или требовать любви, то красиво ли низводить саму любовь до удовлетворения списка желаний, превращая ее в уголок Потребителя?
«Сделайте развороты и будьте сами для себя матерью».
Да, возможно, это красивый и естественный момент течения жизни, момент зрелости, когда мы перестаем быть детьми, которые нуждаются в заботе и внимании и становимся взрослыми. Но я не думаю, что мы становимся родителями сами для себя. Это просто не нужно природе. Мы становимся родителями для других. И тогда вопрос: должны или не должны мы любить своих детей не возникает ввиду своей дикой абсурдности. Ибо зачем же иметь детей, если не любить их??? Для чего?? Заводить животных и … быть равнодушным к ним???
- Я не должна и не обязана любить тебя!
Да, может, не должна, может, не обязана, но что есть твоя жизнь без этого? Для чего она?
Ты позвала – зачем же я отвергнул?
Ты умерла – я все еще живу.
Господь Любви, куда ж твой раб презренный
Преклонит праздную главу?
- Послушай, хочешь любви – не клянчи, люби себя сам, если тебе так уж позарез это нужно! Я научился так жить – научись и ты!
Это, возможно, уместный язык обращения взрослого ко взрослому, но это не язык обращения родителя к ребенку (и не столь уж важно, сколько последнему лет).
Конечно, мир полон обратных примеров весьма далеких от идеала, но неплохо хотя бы иметь ясность насчет того, что есть здоровая нога, а что – функционирующий за неимением лучшего протез.
Откуда рождается это глупое, это идиотское, это так виртуозно высмеянное Байрон Кейти «мама должна любить меня»? Откуда в принципе такая идея? Может, это десять раз перекривленный и перекареженный челюстями жизни отзвук когда-то прозвучавшего послания: «Бог есть любовь»?
- Так должна или не должна?!
Я думаю, что тому, кто никому и ничего не должен, все остальные, в свою очередь, должны ровно столько же. Земля не обременена обязательствами не извергаться вулканами, океан – не затапливать сушу, а солнце — светить и согревать и т.д. и т.п. И тогда может родиться вполне честный и закономерный вопрос: а в какой мере тот (или та), кто никому ничего не должен, сам готов принять этот вызов тотального недолженствования?
На фото - Байрон Кейти. С кем - не знаю. может быть как раз и со своей дочерью.