Найти тему
Голос Армении

ЧТО ОБНАЖИЛА БОЛЬШАЯ ВОДА

Ашот АРАМЯН

На заседании правительства 30 мая премьер с незаконченным высшим образованием и министр территориального управления и инфраструктур со специальностью географа Гнел Саносян на любительском уровне пытались извлечь уроки из недавнего половодья на севере Армении. Между тем главный урок один: правительство Пашиняна целых 6 лет не занималось своими прямыми обязанностями этого направления, хотя прежние власти давно позаботились о том, чтобы вся необходимая правовая документация, планы профилактических и непосредственных действий в условиях форс-мажорных обстоятельств были подготовлены. Об этом со знанием дела рассказал на днях в клубе «Хайели» («Зеркало») полковник спасательной службы в запасе, эксперт по управлению природными и техногенными рисками Артур МУРАДЯН, по мнению которого, на севере Армении 25-26 мая природная стихия схлестнулась с неграмотным управлением территориями…

ДЛЯ ПОДОБНЫХ СЛУЧАЕВ ЕЩЕ В 2007 ГОДУ БЫЛО ПРИНЯТО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ №331, которому кабмину Пашиняна надо было просто следовать, чтобы последствия разгула стихии не были столь катастрофическими. Однако все мы знаем, что надменные недоумки-гэдэшники не считались со сделанным прежними властями, безрассудно полагая, что до них все было неправильным. В результате все 6 лет их правления принятые в целях профилактики и противодействия стихийным бедствиям прежние планы были проигнорированы, а свои они разработать не додумались.

Артур Мурадян на своей пресс-конференции подробно коснулся порядка действий профилактического характера, при и после стихийных бедствий. Так, каждый год специалисты выявляли и проводили инвентаризацию наиболее опасных, рисковых мест с точки зрения паводков и иных стихийных явлений. Правительство ежегодно закладывало в бюджет на эти цели от 800 млн до 2 млрд драмов, которые расходовались на расчистку русла рек, укрепление защитных сооружений и иные мероприятия (у А. Мурадяна сохранены и задокументированы все подобные работы вместе с фотоиллюстрациями). Полномочными государственными органами при этом были Минсельхоз и МЧС: ни того, ни другого после бездарной реструктуризации Пашиняном аппарата госуправления на сегодня нет.

Однако за последние 6 лет, как отмечалось выше, никаких работ в означенном направлении не проводилось, и на официальных сайтах ни одного ведомства, включая Спасательную службу, никаких сообщений на эту тему нет. А это, между прочим, уголовная статья, ведь если этим направлением последовательно не заниматься, не проводить работы по предупреждению и предотвращению или смягчению последствий ущерба, то расплата неизбежно наступит, ведь всегда в разных местах могут случаться то наводнения, то оползни или камнепады.

По словам Мурадяна, глава Спасательной службы/замминистра ВД и очередной земляк Никола Камо Коляевич Цуцулян, которому 28 мая присвоено звание генерал-майора, заявил, что прогнозировать разлив рек невозможно, но это не совсем так, поскольку в процессе вышеуказанных мероприятий регулярно собираются гидрометеорологические данные о максимальных выходах воды из русла рек, то есть устанавливаются места возможных наводнений, которые в сочетании с прогнозом погоды могут с большей или меньшей степенью вероятности сигнализировать о приближающейся беде.

ДО ВОВАЕВИЧЕЙ С КОЛЯЕВИЧАМИ БЫЛ УТВЕРЖДЕН И «ПОРЯДОК КОМПЕНСАЦИЙ ПРИ ЧП», при котором в общинах определяли физические потери от стихийного бедствия (сады, крыши, постройки и т.д.), а в областных администрациях подсчитывали финансовый ущерб. Кроме того, была налажена работа по оповещению населения о действиях в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Определенные наработки имелись и с соседней грузинской стороной – об обмене паводковой информацией, планах совместных действий. Кстати, в Грузии, в отличие от Армении, своевременно эвакуировали жителей 15 сел.

Что же мы видим сегодня? Министр-географ (кстати, в том же ряду изначальной некомпетентности - историк на должности министра обороны, юрист на должности министра здравоохранения и т.д.) то называет с целью героизировать работу спасателей цифры эвакуированных, причем на каждого эвакуированного приходится один спасатель, то признает, что люди, узрев надвигающуюся воду, так сказать, самоэвакуировались. Неслучайно, что основная масса эвакуированных нашла приют в домах родных и знакомых, предпочтя их проживанию в гостиницах. Кроме того, Гнел Саносян для работ в зоне бедствия собирал людей буквально с улицы, как это было при ЧП на столичной ярмарке Сурмалу, хотя это недопустимо, так как эти люди никак не защищены и не обладают необходимыми знаниями и навыками. Тем не менее, как Саносян докладывал на последнем заседании правительства, даже сейчас в зоне бедствия работают 250-300 волонтеров.

Словом, до Пашиняна соответствующая система была налажена и худо-бедно действовала. Однако, по словам Артура Мурадяна, после «бархатной революции» в правительстве сперва удивлялись, получая от него требуемые, согласно решениям прежнего состава кабмина, данные, в том числе о паводковой ситуации и финансовом запросе на необходимые профилактические работы по очистке русла рек и укреплению опорных стен и заграждений по берегам, а потом просто попросили больше не беспокоить их такой ерундой. Бывший тогда министром ЧС Феликс Цолакян сказал тогда Мурадяну: не хотят, так не отправляй. И дело с концом.

Как бы то ни было, соответствующие государственные органы мало того, что палец о палец не ударили за все последние 6 лет в плане противостояния стихийным бедствиям, но еще и должным образом не предупредили и, тем более, не предотвратили или хотя бы не смягчили последствия разгула водной стихии, хотя на это ушло бы в 3-5 раз меньше средств, чем сейчас потребуется для ликвидации последствий.

Подписывайтесь на наш канал!