– Что дало изучение записей Крайняка? – вернул нас к цели путешествия предводитель.
– Только часть материалов в тетради посвящена источникам Русского Севера. Подробно описана история источника во Владышнево, который мы уже посетили. Есть отрывочные заметки, касающиеся лечебной воды в Кувшиново. Там располагается психиатрическая больница. Вода из тех мест с давних времен славилась своей способностью исцелять душевные недуги, – отчитывалась я о проделанной работе.
– Думаю, это не наш случай, – заметил Прохор.
– Тогда, может, отправимся в Сокольский район в село Биряково. Там есть священный родник, не описанный в официальных источниках, – предложила я.
– Совсем никакой информации? – уточнил организатор экспедиции.
– Есть сведения только о святом колодце в тех местах, – пояснила Маша.
– Что за колодец?
– Он расположен на родине святого преподобного Вассиана Тиксненского, в урочище Бурцево, в 5-ти километрах северо-восточнее села Биряково Сокольского района Вологодской области, – начала рассказывать Мария. – Считается, что деревня Бурцево стояла на старом Устюженском тракте, по которому путники на лошадях добирались из Вологды в Великий Устюг. В XVI веке, во времена правления Ивана Грозного, здесь безбедно жил крестьянин Василий со своей семьей, занимаясь трудом земледельческим и портновским ремеслом. Он долго вынашивал решение отказаться от мирской жизни, но в итоге стал монахом, наречённым после пострига Вассианом. Поселился он в соседней Тиксненской волости, где прославился чудесами и отдал Богу душу спустя тридцать лет после пострига. Когда на Тиксне стали происходить чудеса, в Малом Бурцеве вспомнили о колодце, который собственноручно вырыл около своего дома крестьянин Василий. В 1868 году над ним была построена деревянная часовня на каменном фундаменте по настоянию жены кадниковского купца Четверухина. После постройки часовни, как говорили старожилы, Четверухина, которая ранее была слаба зрением, стала лучше видеть. При дороге поставили каменный крест и кружку для пожертвований на украшение часовни, к которым вела березовая аллея. Рядом с часовней росли яблони, смородина и цветы. Всё это охранял сторож. В середине XX века часовню разрушили, дорога заросла кустарником, колодец засорился. В 1997 году группа учеников Биряковской школы под руководством учителя географии Тимонина во время туристического похода обнаружила в лесу сгнивший сруб колодца, закрытый круглым дорожным знаком, остатки фундамента часовни и натянутую в траве проволоку с привязанными к ней красными тряпочками. В 2001 году колодец облагородили и почистили, прорубили к нему тропу, откопали большие камни фундамента часовни, поставили новый деревянный сруб. Затем над ним построили надкладезную сень. Эту информацию я нашла в Интернете.
– А что по этому поводу писал Крайняк Любим Вадимович? – спросил Ильичёв.
– Пишет, что это чушь, выдуманная неким Заумкиным, – ответила я. – В тех краях реально находились религиозные объекты, которые подверглись разрушению. Вассиан Тиксненский действительно существовал, но никогда не был крестьянином и не имел к этому колодцу никакого отношения. Просто предприимчивый товарищ обнаружил на своих землях руины и заброшенный колодец, который облагородили и придумали легенду, чтобы заманивать туристов и собирать с них деньги. В тех местах построили гостевой дом, оборудовали лыжню, создали музей сельскохозяйственной техники советского периода. Восстановленная церковь Преображения Господня и «Святой источник» преподобного чудотворца Вассиана Тиксненского дополнили туристический комплекс, придав ему мистическую изюминку. В качестве культурной составляющей в окрестностях Биряково на горе установлен памятный камень поэту Николаю Рубцову, который бывал в тех местах.
– Предприниматель молодец, туризм развивает, церковь восстанавливает, – одобрил Сомовед.
– Церковь восстановлена благодаря стараниям местного подвижника Жукова Виктора Васильевича, который добивался этого через аудиенции у Патриарха Алексия II и получал помощь у Владимира Жириновского и местной организации партии ЛДПР, и, кстати, благодаря им построили Дом культуры, – возразила я.
– А о каком священном роднике вы узнали из записей Любима Вадимовича? – вернул нас к теме исследования руководитель поездки.
– В тех местах на самом деле находится ключ, о целебных свойствах которого ходили легенды. Виктор Васильевич облагородил его и подтвердил уникальность воды источника.
– И в чём заключается эта уникальность? – заинтересовался любитель Сомы.
– Вода родника исцеляет от такого недуга, как пьянство. Крайняк описывает произошедшую с ним историю, свидетельствующую о целебных свойствах ключа. Однажды он пришёл на день рождения к знакомому одним из первых. Стоял жаркий летний день. На торжество пожаловал и Жуков. Поскольку было жарко, он носил с собой двухлитровую бутыль с водой. Стол ещё не накрыли, поэтому именинник и сам Любим, плеснули себе водички из бутылки Виктора Васильевича. Автор воспоминаний отмечает, что водица имела мутновато-белый оттенок и приятный вкус. Банкет намечался серьезный, именинник выставил ящик марочного красного вина. Пока ожидали остальных гостей, хозяин с Любимом решили снять пробу с угощения. Отпили по глотку вина и почувствовали удивление и отвращение одновременно. Ощущение было таким, будто им скормили клопа-вонючку. Решили, что вино попалось испорченное. Открыли вторую бутылку, вкус показался ещё более мерзким. Стали подходить гости, и один из них презентовал бутылку выдержанного виски. Именинник, пытаясь перебить отвратительное послевкусие от вина, пригубил виски, и его стошнило. С остальными гостями всё было в порядке, они пробовали закуски, пили вино и нахваливали его великолепные вкусовые качества. Когда вернулся уходивший с мероприятия Жуков, он объяснил хозяину и Любиму Вадимовичу, в чём дело. Оказывается, вода из источника делает отворот от пьянства. Гости на дне рождения упились, а именинник так и просидел всухую. Ещё неделю он не мог нюхать алкоголь и даже думать о нём без отвращения, – пересказала я содержание записей.
– Получается, что все местные жители в том Биряково – трезвенники? – удивился Сомик.
– Вовсе нет, сплошные пьяницы, – возразила я.
– Как такое возможно? – изумился гуру Сомы.
– Они о свойствах источника знают, поэтому воду из него не пьют.
– Почему? – не унимался он.
– Иначе им жить скучно будет.
– А вылечить от алкоголизма против воли можно? – допытывался Сомовед.
– Крайняк пишет, что это вполне вероятно. Он специально набирал воду из родника и по просьбе родственников подливал её пьющим товарищам в суп и чай.
– И как?
– Алкоголики завязывали с водкой, вначале переходили на пиво, а потом и вовсе отказывались от дурной привычки, – поведала я о результатах экспериментов Любима Вадимовича.
– Меня, конечно, такое развитие событий не устраивает, но, полагаю, моя Сома преодолеет действие этой воды, победит заразу! – с оптимизмом заявил знаток самогона.
– Нейтрализует Нанонагов, противников алкоголизма, – подхватил его мысль Прохор.
– Не знаю, – засомневалась я. – Жуков поведал Любиму, что напоил водой из родника Заумкина, которого считал безнадежным пьяницей. И тот стал крутым бизнесменом, полностью отдаёт себя работе. Но местным жителям предприниматель подливать этот эликсир опасается, потому что если узнают, убьют.
– За что? – не поняла Вика.
– За утрату смысла в жизни, – пояснила я. – Заумкин источник и правду о нём скрывает. Воду из него он эксклюзивно продает «целителям» в Москву и Львов.
Продолжение следует...
С.Конанцева "Гиперборейский паразит"