Встретился нам такой город в Нижегородской области по пути круиза на теплоходе «Две столицы».
Многие из туристов теплохода, включая нас, до прибытия в Чкаловск ничего про этот город не знали, кроме того, что здесь родился Валерий Чкалов. Да и эти знания были отрывочными и поверхностными. Поэтому и отправились на пешеходную экскурсию, чтобы пробел аннулировать.
А, оказалось, что экскурсия была чуть ли не самой запоминающейся за время круиза. По крайней мере, для меня.
Что же там такого запоминающегося…
Изначально место, где располагается нынешний Чкаловск, называлось Василёва Слобода. Возникла Слобода в 12 веке по имени сына Юрия Долгорукова – князя Василия Юрьевича.
В 14-17 веках Василёва Слобода была родовой вотчиной князей Шуйских. А в 19 веке – основным поставщиком волжских бурлаков.
В 1937 году после знаменательного перелета Валерия Чкалова через Северный полюс в Америку село Василёво было переименовано в Чкаловск, где легендарный летчик родился.
В пятидесятые годы двадцатого века большая часть Чкаловска была затоплена в ходе строительства Горьковской ГЭС, некоторые дома перенесены, но основная масса осталась под водой.
Поэтому большая часть того, что мы видим сегодня – это новый город.
Естественно, в Чкаловске обязательным местом посещения является дом-музей летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова, который как раз и перенесли из зоны затопления, чтобы сохранить на долгую память.
В доме собраны личные вещи семьи Чкаловых, одежда летчика, в которой он совершал свои длительные перелеты, письма и фотографии самого летчика, его блистательного экипажа и членов семьи.
Но и дух начала двадцатого века передан – представлена коллекция мебели, посуды, утвари того времени. Это обычный дом Нижегородского Поволжья, сохраненный в первозданном виде. Этим он не менее интересен.
Рядом с домом располагается ангар, в котором сохранились самолеты, на которых летал выдающийся летчик.
Но главным экспонатом является, без сомнения, АНТ-25 – рекордсмен дальности, главный герой беспосадочных перелетов на Дальний Восток в 1936 и в США в 1937 году.
Здесь можно забраться по лесенке и увидеть в каких нечеловеческих условиях находились Чкалов, Байдуков и Беляков во время своего 63-часового перелета в Америку. На Дальний Восток перелет длился чуть меньше – 56 часов.
Но не менее интересным оказался Музей Скоростей города Чкаловск.
Здесь помимо краеведческой истории Василёва, где представлен быт и развитие водного транспорта от бурлачества (можно даже попробовать поднять вес в 40 кг, который приходился на каждого бурлака во время движения вверх по реке, причем, бурлаками были и женщины) до пароходства,
несколько залов посвящены еще одному герою Чкаловска, который ставил рекорды на воде – это конструктор Ростислав Алексеев. Его имя знакомо немногим, а, тем не менее, суда на подводных крыльях – «Ракеты» и «Кометы» видели, уж точно, все.
Недалеко от Чкаловска располагалась испытательная база конструкторского бюро, которым руководил Алексеев. Там он проводил большую часть своей жизни.
Алексеев мечтал о надводных кораблях – экранопланах или летучих кораблях. И даже конструировал успешные модели, которые ввиду своих размеров проходили испытания на Каспийском море. Корабль назывался КМ – корабль-макет. Иностранцы же, увидев буквы на фюзеляже, расшифровали их, как «Каспийский Монстр».
К сожалению, из-за бюрократических неурядиц, связанных с невозможностью определить, что же это – самолет или водное судно, направление развивать перестали, а после смерти Алексеева экранопланы и вовсе ушли в небытие.
Но суда на подводных крыльях пользуются популярностью и в наши дни. Дело Алексеева живет и развивается…
После экскурсии многие туристы признавались, они не ожидали, что экскурсия по Чкаловску окажется такой познавательной и интересной. И такой непохожей на все остальные по маршруту.
Чкаловск прочно завоевал место и в моем сердце!