Предыдущая глава 8.
Попадья. Глава 9. Отказ от сана.
Скрипнула входная дверь. Отец Артемий наконец вернулся с вечерней службы. Аня поцеловала его и взяла пакеты с продуктами у него из рук.
- Ты собрался сегодня пить пиво? - недоуменно подняла она брови, - тебе же завтра утром служить.
- Дорогая, - Артём смотрел на жену страдальчески и с укором, - я сегодня очень устал. У меня нет сил, пономарей сегодня почти не было. Да и вообще я хочу поговорить.
Супруги вошли в комнату.
- Понимаешь, - начал Артем, - я долго об этом думал. Я не хочу и не буду больше служить.
- Как?! - Аня пошатнулась и чуть не упала, но вовремя ухватилась за стоящую рядом детскую кроватку. - Артем, как же так? Ты же верующий человек, ты давал Богу обещание, стоял у престола. Это же грех отказываться от такого призвания! Тем более, ты ж из такой семьи...
- Вот именно! Семья! - резко прервал её муж, - всю свою сознательную жизнь я делал только то, что от меня хотели родители! Отец священник, дед и прадед были священниками, Никита священник, Глебу светит архиерейство! И я тоже должен быть попом! Ключевое слово - должен! Должен жить в ограничениях, должен выслушивать постоянные претензии родителей, Никиты, владыки! Должен стоять на ногах и выслушивать исповеди бабок...
- Может быть ты просто устал, перегорел?
-Нет, - муж с укором посмотрел, -я давно об этом думал,- не хочу больше служить.
Пока Артём был в душе, расстроенная Аня набрала номер Глеба.
- Привет, кума, - отозвался тот, - что стряслось?
- Он... Он сказал, что хочет уйти из священства...
- Что? Как уйти?
- Сказал, что не хочет больше служить...Я не знаю, что мне делать и как сказать об этом родителям, - всхлипнула Аня.
- Для начала успокоиться, - невозмутимо произнес деверь, - а во-вторых, насчет родителей не переживай, скажет им об этом Артём, в крайнем случае я. В любом случае, все наладится.
На следующее утро будильник на телефоне Артема разрывался дольше обычного.
- Артем, - попыталась растолкать мужа разбуженная Аня, - вставай, на службу опоздаешь.
- Выключи, - пробурчал муж сквозь сон, - я не пойду в храм.
- То есть как? - не поняла Аня, - ты ж священник...
- Мы вчера об этом говорили! - резко оборвал Артём, - попом я больше не буду! Хватит! Выключи и дай поспать!
Аня сглотнула комок в горле и опустилась на подушку, содрогаясь в беззвучных рыданиях. Едва она задремала, как вновь зазвонил будильник : нужно было вставать и идти в храм, чтоб причастить Дашку.
В храме она краснела, прятала глаза в пол и уклончиво бормотала на расспросы старушек и прихожан что то вроде : "отец Артемий приболел". Аня старалась не смотреть в глаза и отцу Никите во время причастия Даши и когда подошла целовать крест. Но все равно он окликнул ее после службы.
- Анна! Где Артем? Почему он не пришел?
-Он... Он.. .Отец Никита, он сказал,что сегодня не придет...И вообще не придет...
- Что?! - переспросил священник, но увидев, что невестка и так растеряна, смягчился и более спокойно произнес, - Ладно, сам разберусь.
Аня с дочерью вернулись домой. После обеда Дашка захотела пойти на качели и Ане пришлось снова собираться на улицу. В подъезде они нос к носу столкнулись с отцом Никитой. Вид у него был явно рассерженый.
- Артём дома? Мне нужно с ним поговорить, - спросил он. Аня растерянно кивнула и хотела было пойти за ним, но тот остановил невестку и Аня с Дашей вышли из подъезда.
Дашка качалась на качелях и лазила с одной горки на другую, а у Ани на душе было неспокойно. Прошло где то полтора часа и она написала Артему сообщение : "Что там? ". Вскоре пришел ответ: "Можете возвращаться ".
- Ну что? - спросила Аня, войдя в квартиру и ахнула : муж с видом мрачнее тучи открывал вино.
- Что? - отозвался Артём, - наорал Никита, разнос устроил. А ничего, что я в храме пашу больше, чем он,а он при этом живет в разы шикарные меня?! И квартира у него отдельная трехкомнатная,и сдают они еще две,и телефон у него последний, и машины без конца меняет?! ...
- Зачем ты завидуешь ?Ну да, у матушки Ольги богатая семья. Или.. .ты хочешь сказать, что не нравится, что я не из такой богатой семьи? - нахмурилась жена.
- Нет, дорогая, прости, я не это хотел сказать... Я выбрал именно тебя, я тебя очень люблю и никто другой мне не нужен... - поспешил исправиться Артём, - просто мне сейчас очень плохо. И надо выпить.
- Может не надо? - умоляюще протянула Аня, которая с детства боялась и не любила пьяных и испытывала дикий ужас, когда муж находился в подобном состоянии.
- Надо. Мне плохо.
Опасения матушки Анны оказались не напрасными. Муж опустошил две бутылки с вином, затем в соответствующем состоянии слонялся по квартире, стучал кулаками в стены и ругал на все лады своего старшего брата. Аня попыталась успокоить его, но в ответ получила сильный удар под ребра.
- Артём...ну как же ты можешь...
- Достали все!
- Мамааа! - тут же подбежала плачущая Даша: она прищемила палец дверью от ванной комнаты.
Вскоре у Артема кончились силы и он, упав на постель, заснул мертвым пьяным сном. Обработав дочери палец, Аня легла рядом с неё в её кресло-кровать. Даша уснула, а Аня еще долго лежала, глотая слёзы от горечи, страха и обиды...
Спустя положенное время из епархиального управления пришло извещение о том, что отец Артемий Шмелев лишен сана с формулировкой "по состоянию здоровья". В этот же вечер все Шмелевы собрались на семейный совет.
- Ну и что ты собираешься делать дальше? - спросил отец Феодор, испытующе глядя на сына.
- Буду работать на светской работе, - уверенно отвечал Артём.
- С филологическим образованием? Сомневаюсь, - хмыкнул отец Никита.
- Ну почему же, даже если работать в школе и вузе, можно постараться и там неплохо заработать. Но для этого придется много трудиться, - примирительно произнёс Глеб.
- Да не пойду я в школу, работа нервная, да и копейки. Тем более, я почти нашел подходящий вариант: устраиваюсь работать во "Флайком", буду продавать предпринимателям услуги связи - ответил Артём. Отец Федор поднял глаза к небу, а матушка Ирина обессиленно закрыла лицо руками.
- Ну а ты что обо всем этом думаешь, матушка? - обратился отец Никита к Ане, сделав упор на последнем слове и произнеся его с еле скрываемым сарказмом. Та вздохнула и только открыла рот, чтобы ответить, но её опередил Артём.
- Мы с Аней договорились, что она через пару месяцев получает диплом, и будет работать вместе со мной во "Флайкоме". - та обреченно кивнула.
- Перспектива конечно... - вздохнул отец Федор.
- Чай пора ставить, - произнесла матушка Ирина, - Аня, пойдем, поможешь мне.
- Тебе все это нравится? - произнесла свекровь, когда женщины оказались на кухне, - почему ты ничего не делаешь?
- Что же я могу сделать, матушка? - вздохнула Аня, - я отговаривала его как могла...
- Ох... - покачала головой свекровь...
Почувствовав, как к глазам набегают слёзы, Аня потихоньку направилась в ванну, но остановилась. Из приоткрытой двери гостиной доносился разговор мужчин.
- Говорила же мне Дуся, а я ее не послушал, - вполголоса произносил отец Федор, - надо было брать в жены ему поповну. У отца Алексия дочка вон когда то вместе с Темкой в песочнице играла, у отца Павла тоже трое дочерей-красавиц...Эх...И правда, поторопились мы и со свадьбой этой и с саном... - у молодой женщины перехватило дыхание. "Я лишняя в этой семье! - гулко стучало в голове, - Я лишняя..."
... Вскоре Аня получила диплом об окончании университета, и вслед за Артёмом устроилась работать в компанию сотовой связи "Флайком", в отдел B2B. Теперь молодой паре предстояло обходить различные мелкие предприятия Краснокаменска и предлагать услуги связи. Если для Артёма, обладающего даром убеждения, это было несложно и у него уже появились первые клиенты, то для скромной и стеснительной Ани это стало настоящей пыткой. Несколько раз, когда их с Артемом позорно выгоняли из бизнес-центров, Аня приходила домой в слезах.
- Прекрати! - грубо одергивал её муж, - подумаешь, какая нежная! Навязываться она не может! Бери себя в руки и продолжай работать, тем более, что другой работы у тебя нет!
В этом, Артем, к сожалению, был прав: у Ани не получалось найти другую работу. Вакансий по специальности не было, а в различных магазинчиках и детских центрах ей отказывали, когда слышали о наличии трехлетней дочки, с которой кроме Ани некому было сидеть во время болезни. Матушка Ирина же отказалась дальше сидеть с внучкой.
- У меня есть своя дочь и я должна заниматься ей. У Ксюши талант и его необходимо развивать, ходить к педагогам по вокалу, участвовать в конкурсах, так что с Дашей мне сидеть некогда, тем более университет ты окончила.
Изменился и Артем. Исчез прежний религиозный юноша, увлекающийся историей, наукой и искусством. Теперь все его разговоры были посвящены исключительно новой работе: продажи, агенты, подключения, оптоволокно и тому подобное. У Артема появились новые друзья во "Флайкоме" и свободное время он теперь предпочитал с ними, а не с женой и дочерью. Однако, помимо этого, Аню беспокоило еще одно обстоятельство: несмотря на то, что Артем каждый вечер, приходя с работы, хвастался, сколько он собрал заявок, денег в семье не было. Муж щедро одалживал их своим новым друзьям, а то, что оставалось, разрешал тратить только на продукты, и то запрещая Ане покупать фрукты и творожки для дочери.
Так прошел год, но ситуация не изменилась. Отчаявшись, Аня решила устроиться в местный супермаркет уборщицей, но всерьез задумалась: а есть ли смысл продолжать такую жизнь?