ТЕМА: сокровища мировой культуры, реставрация масляной живописи, Гентский алтарь, Ян Ван Эйк, Северное Возрождение.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
В прошлой статье я начала рассказывать вам о реставрации Гентского алтаря. Он является одним из величайших произведений искусства 15 века, художественным шедевром мирового уровня и принадлежит кисти фламандского художника Яна ван Эйка.
Давайте продолжать в том же режиме: немного истории, немного реставрации и много фотографий. И первый вопрос: почему я упомянула только Яна? Ведь обычно речь идёт о братьях Ван Эйк, из которых Ян - младший.
На фото ниже - предполагаемый его автопортрет, а подтверждённого на сегодняшний день мы не имеем.
Что же касается старшего брата, Хуберта Ван Эйка, то мы и документально подтвержденных его картин не знаем. Есть только упоминания в средневековых манускриптах о художнике "мастере Хуберте" и взятых им заказах, а картины не дошли до наших дней. Однако исследователи не сдаются и продолжают поиски, пытаясь найти больше информации о Ван Эйке-старшем.
Историки искусства в целом сходятся во мнении, что общая конструкция алтаря была спроектирована старшим из братьев, Хубертом, в середине 1420-х годов или раньше (вероятно, до 1422 года), и что панели были расписаны его младшим братом Яном. Так что, рассказывая о живописном исполнении, я тоже называю имя Яна.
"Поклонение мистическому агнцу" (или Гентский алтарь) настолько грандиозный, потрясающий, огромный, единственный в своем роде, что не знаешь, за что хвататься и о чём рассказывать в первую очередь. Его реставрация началась в 2012 году и продолжается до сих пор. Панели по очереди изымаются из общей конструкции и отправляются в реставрационные мастерские.
В 2019 году была завершена реставрация самой ценной, центральной панели, на которой изображён сюжет с Агнцем. Панно выставлялось в Музее изящных искусств Гента.
Ниже — панно крупным планом, но... Зная, с какой виртуозностью Ян Ван Эйк прописывал мельчайшие детали, на этом "крупном плане" мало что можно рассмотреть. Вдобавок, при загрузке файлов в статью, они "сжимаются" редактором до 300-500 КБ в лучшем случае.
Мы с вами всё-таки сможем приблизиться к живописи максимально, насколько это возможно. И гораздо ближе, чем могли это сделать посетители выставки в 2019-м году, а позже - туристы в соборе Святого Бавона.
Вот один из фрагментов, он находится в левом верхнем углу панели (рядом с руками реставратора), на линии горизонта, где художник изобразил дома и соборы Гента:
А ниже, фрагмент из этого фото, ещё более крупным планом; только посмотрите, с какой тщательностью художник изображает все мельчайшие детали архитектуры!
В прошлый раз мы рассмотрели один-единственный фрагмент этой композиции, голову "Мистического Агнца" до и после реставрации, поговорили о процессе удаления поздних записей с авторского красочного слоя.
Мнения читателей разделились: кому-то понравился открытый, авторский образ Агнца, с "человеческим" проницательным взглядом. Другим читателям больше нравилось изображение, близкое к природе, то, на котором агнец больше похож на реального барашка.
Где-то в комментариях мы затронули уже эту тему, а в сегодняшней статье я её продолжу. Читатели, зрители в музеях, любители и ценители изобразительного искусства могут руководствоваться собственным вкусом, и субъективно выбирать, что нравится больше, а что меньше.
У реставраторов такой возможности нет. В современной реставрации такой подход не практикуется, а профессиональное сообщество выработало единый алгоритм работы при проведении расчистки художественного произведения.
Поздние реставрационные записи, лежащие на авторском красочном слое и закрывающие авторскую живопись, подлежат удалению.
Мне хочется подробно показать вам уровень мастерства Яна Ван Эйка, его виртуозное владение новой на то время техникой масляной живописи, его внимание к деталям, к освещенности фигур и предметов. На фото ниже вы увидите линию для масштаба, а все последующие фотографии имеют тот же масштаб.
На его картинах, отличающихся объёмностью в сравнении с плоскими работами средневековых мастеров, появляется пространственная глубина. Однако, всё это во всей полноте и многообразии, мы смогли увидеть только после реставрации, а в особенности после расчистки произведения.
В этом во всём Ян Ван Эйк был первопроходцем, был новатором, он сделал тот первый шаг, который потом, спустя несколько десятилетий станет прочным фундаментом для появления и развития живописи Возрождения.
Как сказал, спустя полвека, врач Иеронимус Мюнцер в 1495 году, увидев алтарь: "Ван Эйк объял всю существующую доныне историю живописи!".
Ниже ещё один фрагмент центрального панно. Мне приходится показывать вам совсем крошечные фрагменты, чтобы вы могли рассмотреть все мельчайшие детали авторской живописи.
Результаты проведенной реставрации просто ошеломительные: бо́льшая часть оригинальной живописи Яна Ван Эйка, созданной в 15 веке, теперь доступна зрителям, впервые за 500 лет! Только посмотрите на следующее фото! В клещах у него - вырванный у еретика язык, а в глазах вопрос: "Ну, кто тут следующий?"
Восхитительную яркость красок мы теперь можем видеть благодаря удалению старого, потемневшего и пожелтевшего лака.
Но это ещё не всё! Благодаря тому, что были удалены многочисленные грубые записи, закрывающие автора, проявились совершенно новые элементы отреставрированных композиций. Давайте посмотрим коллажи до/после удаления записей и сравним результат. Обращайте внимание не на исчезновение "желтизны" - это само собой разумеющийся результат удаления лака и, конечно, тоже впечатляет.
Сравните детали композиции: деревья, дома, замки, башенки, окошки, решетки, шпили...
Вы скажете - ну, пририсовал художник лишний домик спустя сто лет...он ведь старался, хотел как лучше.
А вот ещё покрупнее, две башни готического собора - слева то, что видели зрители на протяжении 500 лет, а справа - открытые реставраторами из-под записи башни, написанные автором, первозданные:
Некоторые находки под лаком и краской удивили даже специалистов. А отдельные здания в пейзаже были полностью закрашены. Реставраторы нашли несколько зданий, о существовании которых и не подозревали, и которых никто не видел последние 500 лет.
Следующий коллаж поинтереснее, тут уже можно много отличий найти, включая "вишенку на торте" - башенку из розового кирпича справа. Она была безжалостно закрашена спустя сто лет после того, как вышла из-под кисти автора.
Реставраторы постоянно играют в любимую с детства игру "найди отличия", рассматривая фотографии "до" и "после" расчистки и анализируя было/стало. И вот такие открытия вызывают подлинный восторг!
Здесь же, как оказалось, некоторые здания были полностью закрашены в результате предыдущих "починок", которых было немало на протяжении веков. Другие художники закрашивали те детали оригинальной живописи, с которыми не хотелось возиться.
50% поверхности авторской живописи в итоге оказались под записями.
Смотрим следующий фрагмент? Очень интересный фрагмент, приготовьтесь. Это одно и то же место на картине, честно. Ориентируйтесь на зелёные стрелки, ими я отметила то, что уцелело после нескольких поновлений оригинала. На фрагменте слева — унылая мазня, больше нет ни гор вдалеке, нет башенок, крон деревьев, а где высокое строение слева?
Целая ратуша пропала, на пол тысячелетия.
Пол тысячелетия - даже звучит страшно.
Вот она, теперь можем её увидеть. Написана тонко, виртуозно, изящно — так, как умел Ян Ван Эйк. Своё умение он оттачивал, иллюстрируя манускрипты.
Реставраторы раскрыли и эту средневековую постройку из-под нескольких слоёв записей. Ну, и горы на дальнем плане заодно. Вот она, глубина пространства в картине.
В то время картины восстанавливали именно так. При поновлении проще было нарисовать небо, чем пытаться восстановить отдельные отслоившиеся и осыпающиеся кусочки авторской живописи.
Я надеюсь, у вас ещё остались силы последний раз сыграть в игру "найди отличия"... Однако, последний коллаж, который я вам приготовила напоследок, правильнее назвать "найди сходство". При том, что это действительно один и тот же участок живописи. Последующие реставрации, а правильнее сказать "починки" до неузнаваемости исказили оригинальную живопись. Итак, смотрим.
Вот так несколько мастеров-умельцев "порезвились" на авторской живописи, ни в чём себе не отказывая. В итоге, как я уже упомянула, реставраторы раскрыли из-под записей половину авторского красочного слоя.
При этом оказалось, что на самом деле утрачено было только 5% оригинальной живописи Ван Эйка. И это, пожалуй, самый важный и ценный результат проведенных коллегами работ.
До скорой встречи!
Всем добра!