В 1851 году английский художник-прерафаэлит Джон Эверетт Милле написал картину «Марианна», ставшую по-настоящему новаторской и вызывающей для своего времени, посмевшую бросить вызов достаточно ханжеской морали Викторианского периода. Тогда отношение к женщине было достаточно своеобразным, даже серьёзные доктора искренне писали в своих научных трудах, что дамы по своей женской природе не могут испытывать никакого полового желания.
Женщина хочет лишь заботиться о детях и быть хорошей хозяйкой, а ночью уступает желанию мужа исключительно по необходимости, поскольку только так он может быть счастливым, а ей удастся удержать его. Впервые эту мысль высказал доктор Уильям Эктон, и в Викторианской Англии он считался настоящим либералом и вольнодумцем, так как вообще заговорил на эту запретную тему. Тогда её вообще всячески старались обходить стороной, словно бы в Англии, как и в СССР секса не было. Правда, 100 000 лондонских «жриц любви» вряд ли могли согласиться с этим утверждением, но они были как бы вне закона, людьми из низших социальных кругов, с которыми благовоспитанным господам лучше не иметь никакого дела.
Но прерафаэлиты думали иначе и отразили это мнение в своих картинах. Женщины на них уже могут чувствовать не только усталость, страх, печаль, редкую радость, но и неприкрытое желание, выражающееся в соблазнительности их жестов. Правда, они стали заодно и пленницами своих желаний, поскольку ощущать их могли, но вот посметь реализовать пока ещё нет.
Именно высказанным, но в силу предубеждений общества нереализованным желаниям посвящена картина «Марианна». В её основе лежит сюжет пьесы Шекспира «Мера за меру», рассказывающая о несчастной судьбе девушки, с которой жених разорвал все отношения, поскольку она лишилась приданого.
Марианна осталась одна в опустевшем доме, и ведёт существование предельно скучное и грустное — каково это молодой девушке вместо законного брака и счастливой семейной жизни сидеть день-деньской в комнате за нудной вышивкой или книгой и копить в себе нерастраченное желание. День сменяется ночью, дом постепенно приходит в запустение, нет никого вокруг, лишь слышно в мёртвой тишине, как щебечут воробьи и шуршат мыши, а Марианна уже и потеряла счёт пустым однообразным бессмысленным дням.
Милле изобразил её, когда она после очередной вышивки решила размять спину, и в этом простом жесте чувствуется столько нерастраченной страсти и желания, что становиться эту девушку по-настоящему жалко. Жених ушёл, но страсть к нему, да и вообще к нормальной жизни никуда не делась, однако в силу ханжеской морали Марианна, как благородная девушка, должна «соответствовать» ожиданиям общества.
Милле через литературные сюжеты на своих картинах затрагивал насущные вопросы современности. Прерафаэлиты основательно встряхнули английское общество, впервые заставили задуматься, а так ли нужны все эти строгие правила и приличия, мешающие просто нормально жить. Кстати, прерафаэлиты вообще осмелились писать благородных женщин без корсетов и с распущенными волосами — то есть в том виде, в каком их можно было увидеть лишь в собственном доме и то, когда не нужно принимать гостей.
Прерафаэлиты впервые стали изображать женщин, которые могут чувствовать и испытывать страсть, желающими взять судьбу в свои руки, самим распоряжаться жизнью и своим телом, быть личностями, а не только женами и хозяйками. Милле знал, о чём писал, его жена Эффи Рёскин развелась с первым мужем, чтобы выйти замуж за того самого художника, который пишет женщин без корсетов.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.