Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Сука/Лиза (1972 г.) забавное иносказание на вечную тему отношения полов от Марко Феррери.

Кадр из фильма "Сука".
Кадр из фильма "Сука".

Когда осточертел праздный образ жизни, отдых на яхте, бестолковые разговоры подруг, и всё, что связано с сибаритством, прекрасный шанс высадиться на небольшом острове, прочувствовать впечатления Робинзона Крузо или Пятницы. Но такая демонстрация своеволия и независимости может выйти боком, тем более повстречав мужчину, много сильнее и духом и телом.

Марко Феррери часто прибегал к идее изображения людей в качестве животных, этакий баснописец Крылов от режиссуры. В Пчелиной матке он использовал метафору женщины, высасывающей всю жизнь из подвластного ей мужчины-трутня. В Прощай самец режиссёр создаёт образ парня, подобно дикой, но преданной, обезьяне. Тоже в Женщине-обезьяне, которая зарабатывала на своём отклонении. В данном случае Феррери представляет женщину собакой, бескорыстно верной, безоговорочно покорённой и подчинённой одному титану.

В Суке (оригинальное Лиза не очень подходило для советских локализаторов) он, как всегда, изучает, препарирует отношения мужчины и женщины. Делает это порой грубо, для теперешнего зрителя мерзко-шокирующе. Хотя если иметь за спиной три-четыре десятка лет опыта и насмотренности, то в целом фильм покажется актуальным, только немного в обратную сторону.

Кадр из фильма "Сука".
Кадр из фильма "Сука".

Тогда итальянцы, как и французы, снимали камерные драмы (криминальные, романтические, комедийные). Им могло вполне хватить великих Марчелло Мастроянни и Катрин Денёв чтобы заполнить девяностоминутный хронометраж, наполнить его смыслами древних греков и одновременно сказать что-то новое в кинематографе. Теперь такое прокатит далеко не у каждого, что не умаляет гения Феррери.

Сюжет вращается вокруг парочки небожителей. Встретившиеся в идеальных для этого условиях, они буквально и фигурально сбросили с себя всю шелуху манер и традиций, остались нагими друг перед другом. Именно в этот момент создатели иллюстрируют всю никчёмность общества потребления, зыбкость теории прогресса и порочность условностей взаимоотношений «он» и «она». Обостряя актуальность вышесказанного, Феррери на мгновение возвращает влюблённых в цивилизацию, даёт понять им и зрителю, что они уже не сумеют жить как прежде, и ставит жирную точку в простой повести сложных характеров.

Кадр из фильма "Сука".
Кадр из фильма "Сука".

Мимо дуэта Денёв и Мастроянни пройти никак нельзя, это для каждого бенефис, а для публики именины психо и сердца. Француженка эротически покорна, итальянец мужественно властен. Этого в современных картинах страшно не хватает. Поэтому, и не только, стоит пересматривать классику.