После взятия Казани, наряду с чувашами, крещение приняли и некоторые татары, получившие название "крещенные", по-татарски керәшеннәр.
По аналогии с чувашами процесс христианизации растянулся на многие столетия. Как считают ученые, кряшены сформировались не только на основе бывших татар-мусульман, но и новокрещенных ногайцев и финно-угорских народов Поволжья (удмуртов, марийцев и пр.).
Татары крестились насильно и добровольно, согласно Новгородской летописи 1552-1553 годов:
"..привели в Новгород татар, с Москвы, казанских, а иных привезли в Новгород... а всех татар 60; да того же лета поставили в городе три тюрьмы новых, да в них сажали татар", а "...которые не захотели креститись, ино их метали в воду...".
При этом часто продолжали придерживаться татарских обычаев:
"...новокрещены ученья не принимают и от татарских обычаев не отстают, а живут в великом безстрашье,... от крестьянской веры отстали..., и видя в новокрещеных неверье, татарова иные не только не крестятца в православную веру и поругаютца крестианской вере; Гермоген митрополит, их призывал в Соборную церковь пресвятые богородицы и поучал их... и наказывал, как подобает крестианам жити, и они ученья не принимают и от татарских обычаев не отстанут..." (Из царской грамоты о крещенных татарах (1593 год).
Позже, в XIX-начале XX века, часть новокрещенных и вовсе вернулась в ислам.
Одной из групп кряшен являются нагайбаки/ногайбаки. Исходя из названия, а также генетики, нагайбаки ведут свое происхождение от крещенных ногайцев, а также казанских татар, калмыков и финно-угорских народов.
Мужчины-нагайбаки несли воинскую службой в Уральском казачьем войске.
Сейчас нагайбаки проживают в основном в Челябинской области и Башкортостане. Особенно примечательно, что одним из главных нагайбакских поселений является село Париж Нагайбакского района Челябинской области.
Всего кряшен (включая нагайбаков) насчитывалось около 66 тысяч человек (в России и Казахстане, согласно переписям 2010 и 2009 годов соответственно).